Почти два десятилетия назад российское образование
(как и все российское общество в целом) вступило в новую фазу своего развития,
начало существование в условиях новой реальности. Ключевым для определения
характера этой реальности является термин «реформирование», связанный с
осуществляемыми в стране в этот период буржуазно-демократическими реформами по
западному образцу. Этому непосредственно предшествовал распад мировой сверхдержавы
- Советского Союза (исторической России), приведший к неоднозначным
последствиям для обретшей независимость Российской Федерации (за границей
остались 25 миллионов русских, были нарушены складывавшиеся веками
хозяйственные связи и т.д.). Затем последовало начало экономических
преобразований, когда в январе 1992 года правительство Е.Т. Гайдара
«отпустило» цены и предприняло другие меры по развитию в стране рыночной
экономики. После окончательного утверждения демократической власти в РФ (в
октябре-декабре 1993 года, когда сторонники либеральных реформ во главе с
Президентом Б.Н. Ельциным при помощи военной силы одержали победу над
Российским парламентом, начала действовать новая Конституция РФ и был избран
новый (двухпалатный парламент) преобразования были продолжены. Они затронули
не только политическую систему государства, но и - в первую очередь -
экономику страны, которая переводилась на рыночный путь развития и включалась в
единое мировое хозяйственное пространство. Вхождение в мировую экономику
фактически привело к сворачиванию многих отраслей народного хозяйства, кроме
сырьевых (нефтегазодобывающих) (что в сложившейся ситуации можно считать
вполне закономерным). Таким образом, Россия фактически превращается
в сырьевой придаток Запада («газовую республику», по словам нынешнего
Президента РФ В.В. Путина) (экспорт сырья составляет сегодня 40 % всего ВВП РФ. Одновременно, объявленное «черной дырой», приходит в упадок сельское
хозяйство (в обеспечении населения продуктами питания продовольственный импорт
доходит в настоящее время в России до 80 %). Все это сопровождается
демографическими проблемами (начиная с 1992 г. население России ежегодно
сокращается примерно на 1 млн человек), ростом преступности, духовно-нравственной
деградацией многих россиян (чему фактически противостоит только Русская
православная церковь), распространением культа насилия, жестокости,
чувственных наслаждений в СМИ и т.д.
В связи с изменением общественно-политических и социально-экономических
условий, естественно, должны были произойти серьезные изменения и в российском
образовании. И эти изменения, конечно же, произошли и происходят. Они связаны,
на наш взгляд, с одной стороны, с непосредственным воздействием изменившихся
условий среды на образование, на участников образовательного процесса, с другой
- со стремлением действиями сверху подогнать систему образования под новую
ситуацию, сложившуюся в развитии общества. Изменения первой группы происходили
и происходят вопреки видимым (во всяком случае, широко декларируемым)
стремлениям властей сохранить статус-кво школы, образования, науки, учителя,
преподавателя высшей школы, ученого (указ № 1 Президента России Б.Н. Ельцина,
путинские надбавки за степень кандидата и доктора наук, медведевские «Год
учителя», проект «Сколково» и т.д.). При этом объективный анализ ситуации
подсказывает, что все усилия руководителей государства на самом деле
оказывались направленными лишь на то, чтобы «подсластить пилюлю», а не коренным
образом изменить ситуацию, что в условиях избранного ими
социально-экономического курса развития страны практически невозможно. В
действительности вступление России на путь либерализации экономики, рыночных
реформ привело к нарастанию кризисных процессов в развитии образования и
науки, к падению значения учительской (преподавательской) профессии, что нашло
выражение в резком снижении материального благосостояния работников системы
образования, науки (значительная часть педагогов от детских садов до вузов,
научных работников получала и получает достаточно скромную заработную плату,
ненамного превышающую пресловутый прожиточный минимум), в старении учительских
(преподавательских, научных) кадров (например, средний возраст учителей
приближается к пенсионному, вузовских кандидатов и докторов наук
составляет соответственно - 53 года и 61 год, а если нынешние тенденции
сохраняться, то «к 2015 году средний возраст кандидата наук будет 56 лет, а
доктора наук -71 год»), в получившей распространение «утечке мозгов» (научных
кадров) на Запад (прежде всего, в США), в падении общественного престижа
учительской (преподавательской, научно-исследовательской) профессии, чему в
немалой степени способствуют СМИ (например, показом нашумевшего сериала
«Школа», представляющего, по словам Г. Старостенко, «дискурс антихриста, его
антимораль, уничтожающую человеческое в человеке») и т.д. Одной из
главных причин всего этого (помимо всех прочих) является общее сокращение
финансирования государством сферы науки и образования (финансирование науки, в
частности, сократилось в 10 раз по сравнению с периодом т.н. «застоя», а на
образование, несмотря на заверения Министерства образования и науки в увеличении
расходов (правда, начиная с 2000 года (!)) выделяемые средства все же по
отношению к советскому периоду и расходам на эти цели развитых стран составляют
довольно незначительную сумму (как в Турции - всего 3,5 % ВВП, что в два раза
меньше, чем, например, в Скандинавии), а главным следствием - снижение
уровня интеллектуального развития нации (по качеству образования, как отмечают
Т. и В. Соловей, «"тоталитарный" СССР входил в первую десятку, зато
"демократическая" Россия <...> находится аж на 56 месте в мире,
пропустив вперед даже Сенегал и Нигерию») и фактическое уничтожение
её научного потенциала.
С другой стороны, руководители современной России,
формально декларируя заботу о развитии образования и науки в стране в духе
социализма, одновременно своими конкретными действия стремятся привести эти
жизненно важные сферы общества в соответствие с новой фазой развития нашего
Отечества, именуемой в школьных учебниках обществознания «стадией
первоначального (грабительского) капитализма», «торгового капитализма
с его специфической полукриминальной этикой», для которой
характерны «развал экономики и обнищание масс, рост коррупции и преступности,
цен и безработицы». Именно с этим и связано по существу
реформирование российской системы образования, осуществляемое под лозунгами
модернизации и создания новой школы. Составляющими элементами реформы стали,
как известно, введение Единого государственного экзамена, против которого
выступили многие видные ученые и значительная часть научно-педагогической
общественности; принятие Государственной Думой Федерального
закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) учреждений», с которым многими связывается
расширение системы платного образования в России и осуществление
принципа т.н. «двухкоридорного образования» (для богатых и бедных), а также реформа высшей школы, предполагающая в соответствии с
Бо-лонским соглашением введение двухуровневой системы обучения в вузах
(«бакалавриат» - «магистратура»), направленной на уменьшение фундаментальной
составляющей знаний будущих выпускников-бакалавров, усиление практической
направленности вузовского образования (для удовлетворения нужд работодателей)
и обеспечение более свободного доступа выпускников российских вузов на европейский
рынок труда. Кроме того, предполагается и ряд других изменений (сокращение
числа государственных вузов, уменьшение их бюджетного финансирования с
одновременным предоставлением большей самостоятельности и т.д.). Планируемые к
осуществлению реформы высшей школы образования страны в целом в ходе обсуждения
готовящегося к принятию закона «Об образовании в Российской Федерации» вызвали
неоднозначную оценку научно-педагогической общественности. К каким результатам они приведут
- покажет будущее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий