10 мая 2013 г.

Российское образование в новое время

    Почти два десятилетия назад российское образование (как и все российское общество в целом) вступило в новую фазу своего разви­тия, начало существование в условиях новой реальности. Ключевым для определения характера этой реальности является термин «ре­формирование», связанный с осуществляемыми в стране в этот пе­риод буржуазно-демократическими реформами по западному образ­цу. Этому непосредственно предшествовал распад мировой сверх­державы - Советского Союза (исторической России), приведший к неоднозначным последствиям для обретшей независимость Россий­ской Федерации (за границей остались 25 миллионов русских, были нарушены складывавшиеся веками хозяйственные связи и т.д.). За­тем последовало начало экономических преобразований, когда в ян­варе 1992 года правительство Е.Т. Гайдара «отпустило» цены и предприняло другие меры по развитию в стране рыночной экономи­ки. После окончательного утверждения демократической власти в РФ (в октябре-декабре 1993 года, когда сторонники либеральных реформ во главе с Президентом Б.Н. Ельциным при помощи воен­ной силы одержали победу над Российским парламентом, начала действовать новая Конституция РФ и был избран новый (двухпалат­ный парламент) преобразования были продолжены. Они затронули не только политическую систему государства, но и - в первую оче­редь - экономику страны, которая переводилась на рыночный путь развития и включалась в единое мировое хозяйственное пространст­во. Вхождение в мировую экономику фактически привело к свора­чиванию многих отраслей народного хозяйства, кроме сырьевых (нефтегазодобывающих) (что в сложившейся ситуации можно счи­тать вполне закономерным). Таким образом, Россия фактически превращается в сырьевой придаток Запада («газовую республику», по словам нынешнего Президента РФ В.В. Путина) (экспорт сырья составляет сегодня 40 % всего ВВП РФ. Од­новременно, объявленное «черной дырой», приходит в упадок сель­ское хозяйство (в обеспечении населения продуктами питания про­довольственный импорт доходит в настоящее время в России до 80 %). Все это сопровождается демографическими пробле­мами (начиная с 1992 г. население России ежегодно сокращается примерно на 1 млн человек), ростом преступности, духовно-нравст­венной деградацией многих россиян (чему фактически противостоит только Русская православная церковь), распространением культа на­силия, жестокости, чувственных наслаждений в СМИ и т.д.
 
    В связи с изменением общественно-политических и социально-экономических условий, естественно, должны были произойти серь­езные изменения и в российском образовании. И эти изменения, ко­нечно же, произошли и происходят. Они связаны, на наш взгляд, с одной стороны, с непосредственным воздействием изменившихся условий среды на образование, на участников образовательного процесса, с другой - со стремлением действиями сверху подогнать систему образования под новую ситуацию, сложившуюся в разви­тии общества. Изменения первой группы происходили и происходят вопреки видимым (во всяком случае, широко декларируемым) стремлениям властей сохранить статус-кво школы, образования, науки, учителя, преподавателя высшей школы, ученого (указ № 1 Президента России Б.Н. Ельцина, путинские надбавки за степень кандидата и доктора наук, медведевские «Год учителя», проект «Сколково» и т.д.). При этом объективный анализ ситуации подска­зывает, что все усилия руководителей государства на самом деле оказывались направленными лишь на то, чтобы «подсластить пилю­лю», а не коренным образом изменить ситуацию, что в условиях из­бранного ими социально-экономического курса развития страны практически невозможно. В действительности вступление России на путь либерализации экономики, рыночных реформ привело к нарас­танию кризисных процессов в развитии образования и науки, к па­дению значения учительской (преподавательской) профессии, что нашло выражение в резком снижении материального благосостоя­ния работников системы образования, науки (значительная часть педагогов от детских садов до вузов, научных работников получала и получает достаточно скромную заработную плату, ненамного пре­вышающую пресловутый прожиточный минимум), в старении учи­тельских (преподавательских, научных) кадров (например, средний возраст учителей приближается к пенсионному, вузовских кан­дидатов и докторов наук составляет соответственно - 53 года и 61 год, а если нынешние тенденции сохраняться, то «к 2015 году средний возраст кандидата наук будет 56 лет, а доктора наук -71 год»), в получившей распространение «утечке мозгов» (науч­ных кадров) на Запад (прежде всего, в США), в падении обществен­ного престижа учительской (преподавательской, научно-исследова­тельской) профессии, чему в немалой степени способствуют СМИ (например, показом нашумевшего сериала «Школа», представляю­щего, по словам Г. Старостенко, «дискурс антихриста, его антимо­раль, уничтожающую человеческое в человеке») и т.д. Од­ной из главных причин всего этого (помимо всех прочих) является общее сокращение финансирования государством сферы науки и образования (финансирование науки, в частности, сократилось в 10 раз по сравнению с периодом т.н. «застоя», а на образование, не­смотря на заверения Министерства образования и науки в увеличе­нии расходов (правда, начиная с 2000 года (!)) выделяемые сред­ства все же по отношению к советскому периоду и расходам на эти цели развитых стран составляют довольно незначительную сумму (как в Турции - всего 3,5 % ВВП, что в два раза меньше, чем, на­пример, в Скандинавии), а главным следствием - снижение уров­ня интеллектуального развития нации (по качеству образования, как отмечают Т. и В. Соловей, «"тоталитарный" СССР входил в первую десятку, зато "демократическая" Россия <...> находится аж на 56 месте в мире, пропустив вперед даже Сенегал и Нигерию») и фактическое уничтожение её научного потенциала.
С другой стороны, руководители современной России, формаль­но декларируя заботу о развитии образования и науки в стране в ду­хе социализма, одновременно своими конкретными действия стре­мятся привести эти жизненно важные сферы общества в соответст­вие с новой фазой развития нашего Отечества, именуемой в школь­ных учебниках обществознания «стадией первоначального (граби­тельского) капитализма», «торгового капитализма с его специфической полукриминальной этикой», для которой характерны «развал экономики и обнищание масс, рост коррупции и преступности, цен и безработицы». Именно с этим и связано по существу реформирование российской системы образо­вания, осуществляемое под лозунгами модернизации и создания но­вой школы. Составляющими элементами реформы стали, как из­вестно, введение Единого государственного экзамена, против кото­рого выступили многие видные ученые и значительная часть науч­но-педагогической общественности; принятие Госу­дарственной Думой Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации в связи с совершенствованием правового положе­ния государственных (муниципальных) учреждений», с которым многими связывается расширение системы платного образования в России и осуществление принципа т.н. «двухкоридорного образования» (для богатых и бедных), а так­же реформа высшей школы, предполагающая в соответствии с Бо-лонским соглашением введение двухуровневой системы обучения в вузах («бакалавриат» - «магистратура»), направленной на уменьше­ние фундаментальной составляющей знаний будущих выпускников-бакалавров, усиление практической направленности вузовского об­разования (для удовлетворения нужд работодателей) и обеспечение более свободного доступа выпускников российских вузов на евро­пейский рынок труда. Кроме того, предполагается и ряд других из­менений (сокращение числа государственных вузов, уменьшение их бюджетного финансирования с одновременным предоставлением большей самостоятельности и т.д.). Планируемые к осуществлению реформы высшей школы образования страны в целом в ходе обсуж­дения готовящегося к принятию закона «Об образовании в Россий­ской Федерации» вызвали неоднозначную оценку научно-педаго­гической общественности. К каким результатам они приведут - покажет будущее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий