6 мая 2013 г.

Мотивация абитуриента

 Известно, что в последнее время под влиянием различных факторов существенно обострились проблемы, связанные с приемом абитуриентов в вузы. Поэтому профессиональное самоопределение выпускников школ и студентов для высшей школы представляет несомненный интерес. Вопросам мотивации профессионального самоопределения (то есть сознательного выбора профессии) как учащихся, так и студентов посвящено большое количество работ. Не секрет, что «средняя школа официально сняла с себя обязанность подготовки в вуз». Таким образом, вопрос профессионального самоопределения будущих студентов перестает быть «школьным» вопросом и становится, с одной стороны, частным делом того или иного выпускника, а с другой – «головной болью» высших учебных заведений.

В связи с переходом на двухуровневую систему образования в 2011 году на механико-математическом факультете вместо приема на специальность «Математические методы в экономике» открыт прием на направление подготовки «Бизнес-информатика» (профиль подготовки бакалавров «Информатика и математика в исследовании экономических систем и бизнеса»). В настоящей статье изучаются вопросы изменения мотивации и качества образования (измерителем которого, в соответствии с последними изменениями, служит балл ЕГЭ по профилирующим дисциплинам) абитуриентов, пришедших на данное направление подготовки в 2011 году, по сравнению с соответствующими показателями абитуриентов прошлых лет. Специальность «Математические методы в экономике» была открыта в ННГУ более десяти лет назад, конкурс на неё всегда был весьма высок.

В 2009 году, вместе с переходом на новую форму вступительных испытаний, конкурс на специальность резко упал. Этот факт можно объяснить хотя бы тем, что в 2008 году конкурс и проходной балл подскочили и абитуриенты следующего года не решались предоставлять подлинники документов на слишком «труднопроходимую» специальность. Безусловно, сыграли свою отрицательную роль и переход на новую форму вступительных испытаний, а так-же возможность подавать заявления на неограниченное количество специальностей. Именно поэтому при очень высоком конкурсе заявлений студентов первого курса едва удалось набрать, а проходной балл для весьма востребованной экономической специальности оказался неестественно низок.


Положение исправилось в 2010 году, но в 2011 году с переходом на двухуровневую систему образования прием на специальность «Математические методы в экономике» объявлен не был и ей на смену пришло направление подготовки «Бизнес-информатика». Упомянутое изменение содержало в себе определенную интригу. Было неясно, к чему приведет замена привычного названия «Математические методы в экономике» на название направления подготовки «Бизнес-информатика». Кроме того, в 2011 году по сравнению с 2010 годом количество госбюджетных мест увеличилось в 1.8 раза. Однако при некотором уменьшении конкурса заявлений и конкурса подлинников проходной балл (минимальный уровень ЕГЭ) вырос и количество внебюджетных студентов, пожелавших учиться на направлении «Бизнес-информатика», возросло. По-видимому, это означает, что на направление подготовки «Бизнес-информатика» пришли весьма целеустремлённые абитуриенты, точно знающие, чтó им нужно от вуза, в который они поступали. Именно этот аспект мы и проверяли при анкетировании студентов первого курса направления подготовки «Бизнес-информатика».

В целом можно отметить, что в 2011 году сохранилась тенденция предыдущих лет, заключающаяся в том, что влияние семьи и ближайшего окружения, а в особенности влияниешкольных педагогов, испытывает все меньшее количество респондентов. Этот факт, несомненно, противоречит мнению, встречающемуся в литературе. Так, негативное отношение к мнению школьных педагогов у абитуриентов 2011 года по сравнению с абитуриентами 2010 года увеличилось на 5%, а по сравнению со средним показателем за пять предыдущих лет – почти на 15%. Вместе с тем по сравнению с прошлым годом возросло количество абитуриентов, главная цель которых – «просто получить высшее образование» (на 9%), а также количество абитуриентов, выбор которых не связан с содержанием образования (на 1.5%); уменьшилось и количество абитуриентов, выбиравших образование в соответствии со своими профессиональными планами или в соответствии со своими склонностями и способностями (примерно на 3%). Впрочем, изменения последних двух показателей весьма незначительны.  

Позитивное отношение к математике выросло у абитуриентов 2011 года по отношению к абитуриентам 2010 года на 5.5%, а негативное отношение к физике упало почти на 20%. Возможно, что этот результат свидетельствует о том, что на направление «Бизнес-информатика» пришли школьники, в целом, менее гуманитарного склада, чем в 2010 году. Вместе с тем негативное отношение к физике у студентов 1-го курса 2011 года более чем на 2% выше, чем у абитуриентов специальности «Математические методы в экономике» пяти предыдущих лет; позитивное отношение к математике выше более чем на 10%. В связи с явным «информационным оттенком» направления «Бизнес-информатика» нами по той же методике был проведен анализ отношения студентов старших курсов и вновь поступивших первокурсников к информационным технологиям и программированию. С этой целью были проанализированы ответы респондентов на вопросы о предполагаемой причине поступления на специальность «Математические методы в экономике» (направление «Бизнес-информатика») – «образование на стыке математики, экономики и информатики», «нравится информатика», «возможность получить хорошие навыки программирования и работы с готовыми пакетами прикладных программ». Из таблицы 6 следует, что с этой точки зрения мотивация абитуриентов существенно изменилась, как в течение 2006–2010 гг., так и (особенно!) при переходе на новое направление подготовки.


Таким образом, несмотря на то, что некие общие тенденции в 2011 году в целом сохранились, можно сделать вывод о том, что на направление подготовки «Бизнес-информатика» в 2011 году пришли студенты, более расположенные к математике, и особенно к информационным технологиям, менее «напуганные» физикой, чем абитуриенты предыдущего потока, то есть, повидимому, люди «менее гуманитарного склада». Очевидно также, что одним из привлекательных моментов послужило наличие в названии направления подготовки слова «информатика».

Провозглашенный в рамках Болонского процесса переход от государственных образовательных (ГОС) стандартов второго поколения подготовки специалистов к федеральным государственным образовательным стандарта (ФГОС) третьего поколения, появление в ФГОС (помимо уровней подготовки «бакалавр» и «магистр») во многом непривычных понятий и требований в течение длительного времени сильно настораживали работников системы высшего образования, да и сейчас ещё порой вызывают весьма критические отзывы. В частности, в своё время раздавались голоса, утверждавшие, что сама идея ФГОС плохо продумана, а в содержательном плане стандарты недоработаны и непригодны для практической деятельности. В частности, по-видимому, вследствие неизученности рынка образовательных услуг и динамики мотивации школьников высказывались опасения относительно возникновения «путаницы», когда новые правила и названия направлений подготовки дезориентируют абитуриентов и их родителей, результатом чего станет неправильный выбор направлений подготовки, отвечающих склонностям и способностям абитуриентов.

Приведенные выше результаты исследования показывают, что новые стандарты (при всех их действительных или мнимых недостатках) в целом правильно отражают реальную динамику социально-экономических изменений в стране и верно улавливают тенденции в изменении мотивационных установок нового поколения. Более того, новые стандарты не только не дезориентируют абитуриентов и их родителей, но, скорее напротив, вносят большую ясность и определенность в непростую задачу правильного выбора вчерашними школьниками тех направлений подготовки, которые в наибольшей степени отвечают как их склонностям и способностям, так и их представлениям о своей будущей карьере.

Комментариев нет:

Отправить комментарий