5 мая 2013 г.

О ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта. 

Единый государственный экзамен – явление неоднозначное. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам единого государственного экзамена можно отнести то, что абитуриенты из маленьких городов получают реальную возможность поступать в лучшие вузы страны. Кроме того появляется надежда, что с введением ЕГЭ уменьшится коррупция при поступлении в вузы. Поступление в вуз становится легче и физически, и психологически, потому что абитуриенту нужно сдавать экзамены не два раза, а всего лишь один. Еще один плюс – абитуриенту не нужно достаточно долгое время проживать в чужом городе (для иногородних абитуриентов) и нести связанные с этим расходы. Сдав ЕГЭ можно просто отослать результаты в несколько вузов и ждать решения комиссии. Также единый государственный экзамен хорош тем, что школьник остается с работой один на один. Можно отложить одно задание и взяться за другое, можно показать себя в открытой части С. Для некоторых это легче, чем сдавать экзамен устно, но некоторым все-таки намного проще сдавать экзамен «живому» экзаменатору.


В то же время нельзя забывать о некоторых негативных сторонах единого государственного экзамена. Такой вид экзамена не выявляет в полной мере качества образования, потому что его форма тестовая, она не позволяет оценить уровень знаний и эрудицию учащегося. Например, если взять ЕГЭ по математике или физике, то методом «тыка» можно дать определенное количество правильных ответов, а это вполне может потянуть на «тройку». Второй аспект – это тестовые материалы. Они несовершенны: попадаются задания, в которых вопрос сформулирован некорректно, в формулировках допускается двусмысленное толкование. Таким образом, если учащийся мыслит нестандартно, он вполне может «провалиться» на едином государственном экзамене. Талантливые школьники, с незаурядным интеллектом в этом случае остаются в проигрыше. Еще один существенный минус - обязательные экзамены. Например, во многих регионах обязательным экзаменом является математика. Хотя многим он просто не нужен.

Мне кажется, что ученик должен сам выбирать предметы для итоговой аттестации. И не следует обязывать его сдавать дополнительные экзамены. С другой стороны, такой обязательный предмет, как русский язык, выбран очень удачно, так как он фигурирует практически во всех перечнях экзаменов, которые следует сдавать при поступлении в высшие учебные заведения.

Нельзя также не отметить тот факт, что методы проведения единого государственного экзамена недостаточно отработаны. Школьник сталкивается с нервозной и напряженной обстановкой, а это вовсе не располагает к успешной сдаче экзамена. Еще один существенный недостаток время для сдачи предметов дается разное. Например, на математику отведено 4 часа, а на русский язык - всего лишь 3. Написание сочинения в части С требует большего времени, так как там следует показать творческие навыки и способности.

Также немаловажным недостатком единого государственного экзамена является возможность отвечать только в письменной форме. Во время проведения экзамена не хватает в экзамене так называемой «практической части», или «живого» общения с экзаменатором. Возможность услышать на экзамене наводящий вопрос или продемострировать свои коммуникативные умения в некоторых случаях выступает «палочкой-выручалочкой» для
учащегося. 

Таким образом, система единого государственного экзамена до сих пор остается несовершенной, несмотря на годы тестирования и доработки. Сейчас довольно сложно предсказать, что же нас ждет в будущем, скажем лет через 20-30 после внедрения данной системы. Вполне возможно, что через некоторое время все спорные вопросы будут урегулированы и российское образование от этого только выиграет, однако, в то же время, очень высока вероятность того, что данная система приведет к ухудшению ситуации. Конечно, время все расставит по своим местам, но не окажется ли через несколько лет это ожидание-промедление для отечественной системы образования «смертельным»?!

Комментариев нет:

Отправить комментарий