6 мая 2013 г.

Довузовская подготовка абитуриентов

Учитывая сложность адаптации субъектов обучения к вузовской среде, в работе отражена необходимость и сущность реализации работы педагога дополнитель-ного образования на базе кафедры анатомии, цитологии, гистологии и эмбриоло-гии домашних животных со школьниками старших классов. Деятельность педагога дополни-тельного образования (ПДО) является важной в преодолении субъектом обучения сущест-вующей цепочки «средняя школа – ВУЗ – послевузовское образование».

Так, действующий закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 N 3266-1), определяя новые принципы функционирования образовательной системы (демократичность, гуманизм, вариативность), фактически предоставляет каждому образовательному учреждению, в том числе и учреждению дополнительного образования, возможность самостоятельно выстраи-вать свою политику, стратегию и тактику развития. Таким образом, фактически повышается уровень ответственности и самостоятельности в реализации творческого потенциала каждо-го педагогического коллектива в современных инновационных условиях трансформаций системы образования на всех его уровнях.

В дополнительном образовании специфика ситуации заключается в том, что отсутствуют типовые программы, а каждый педагог разрабатывает свою образовательную программу – одну или несколько. При этом педагог самостоятельно формулирует концепцию своей педагогической деятельности, определяя и обосновывая цели, задачи, методологиче-скую базу, основные принципы ее реализации, осуществляет самостоятельный отбор ее со-держания (обязательно принимая во внимание социокультурный аспект), ведет разработку диагностико-аналитического блока. Безусловную поддержку педагогу в этой сложнейшей работе реально оказывает администрация образовательных учреждений, в задачи которой входит объединение деятельности всех педагогов и создание воспитательной системы учреждения.

Каждый педагог в своей практической деятельности практически из рядового исполнителя превращается в создателя воспитательной системы, которая, представляет собой целостный социальный организм, возни-кающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Таким образом, воспитательный процесс представляет собой развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов.


Педагог дополнительного образования в контексте реализации своих должностных обязанностей осваивает всю технологию процесса создания воспитательной системы, что требует более широких познаний в области философии, менеджмента, психологии и других социально значимых фундаментальных и прикладных дисциплин.
Разработанная авторская программа «Анатомия домашних животных» относится к экологобиологическому направлению, в основе которого лежат фундаментальные классические знания по биологии, которая, так или иначе, охватывает морфологию, включая и ана-томию, существующих ныне форм жизни. При этом особое место занимают вопросы анато-мии высших позвоночных животных. Ознакомление детей со спецификой структуры и функ-ций органов, систем, аппаратов и организмов в целом воспитывает у школьников чувство ответственности за бережное отношение к организму млекопитающих, формирует биологическое естественнонаучное сознание и готовит детей к изучению курсов биологических наук высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Исследования показывают, что практические занятия в кружке позволяют развивать наблюдательность, аналитическое мышление, серьезный интерес на перспективу. Наблюдение за статикой и динамикой животных, работа с литературой являются основой научноисследовательской работы обучающихся. Изучение интересных фактов из жизни животных значительно расширяет кругозор учащихся. Участие в научной работе и конференциях способствует повышению творческого потенциала кружковцев, развивает культуру их речи, любознательность. Знание функциональной анатомии, рассматривающей взаимоотношения между отдельными органами и системами организма и зависимость их формы от выполняемых функций, важно, например, при тренинге лошадей и обучении служебных собак.

Практика показывает, что любовь к животным в сочетании со знаниями, полученными при изучении их анатомии, поможет кружковцам в дальнейшем определиться с выбором своей будущей профессии. Структура программы является традиционной для учреждений дополнительного образования.

Специфика работы специалиста в области животноводства, с учетом реализации тех-нологических нововведений, предъявляет такое требование, как профессионализм широко-го профиля, который мог бы позволить специалисту одновременно выполнять функции кон-структора, технолога, организатора производства, экономиста, владеющего знанием науч-ной организации труда, основами планирования и экономики производства, принципами управления предприятием; специалистом не только знающим содержание фундаменталь-ных и общепрофессиональных дисциплин, но и обладать гибкостью в подходах к решению производственных задач.

Среди требований, предъявляемых современным производством и уровнем развития общества к специалистам (менеджерам), на первый план можно поставить фундаментализацию их знаний, которая позволит эффективно решать задачи развития стратегических направлений научно-технического прогресса. Повышая конкурентоспособность мо-лодых людей в выборе перспективы направления своей практической деятельности, их не-вольно посетит желание более активного и углубленного познания азов науки и объективная заинтересованность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий