10 мая 2013 г.

Православие в российском образовании

    Для российской системы образования характерна ситуация, когда школа (в том числе и высшая школа) берет на себя обязанность не только обучать, но и воспитывать. Процесс обучения не может сво­диться к утилитарной передаче знаний, в обучении всегда есть лич­ностный, мировоззренческий, ценностный аспект.
Высшая школа дает специализацию в знаниях, но работодателю нужен не блестяще образованный, эрудированный специалист, ко­торый много знает, а тот, кто стремиться знать, тот, у кого есть мо­тивация трудиться, добросовестный труженик, который и для Оте­чества, и для предприятия будет работать не покладая рук. Если у него каких-то знаний не достает, то он их восполнит - через подра­жание лучшим, через курсы повышения квалификации. Честные, добросовестные работники всегда ценились на вес золота.
Можно развить интеллект, запомнить какие-то вещи и даже их воспроизводить, научиться творчески применять эти знания, но при этом оставаться человеком без совести.
Федеральный закон об образовании одной из главных задач со­временного образования ставит духовно-нравственное развитие личности, поэтому в стандартах образования должна быть и система воспитательной работы, а главное внимание должно быть уделено развитию нравственных основ. А нравственные основы Православия бесспорны с точки зрения общечеловеческой нравственности.
Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «Если мы сейчас зай­мемся молодежью, если сумеем передать им нашу нравственную традицию, наши отечественные ценности, то у нас будет совсем другой народ, совсем другая страна...».

        Святая Русь - так называют наше Отечество со времен великого князя Владимира. Идеал народа, а значит, и идеал образования -идеал святости. Если за образец принимать жертвенные подвиги ве­ликих сынов России и святых подвижников, многие тоже могут рас­положиться к праведной жизни, к жизни, которая направлена не в пустоту, а к созиданию.
Сейчас дефицитные специальности - так называемые «рабочие», а менеджеры, торговые работники - очень распространенные среди молодежи профессии. Труд людей, которые только договариваются о материальных благах, стал цениться значительно дороже тех, кто их производит. Но часто сама жизнь заставляет задуматься над пе­реоценкой некоторых вещей. Для того, чтобы видеть свои ошибки, нужно иметь образцы доброй жизни, с которыми можно себя срав­нивать. Эти образцы должны быть представлены через образова­тельные, культурологические и социальные проекты. И в этом поис­ке должен быть ориентир. Важная задача системы высшего образо­вания - не оставить формирующегося специалиста без этого ориен­тира.

Учеба - это особый труд. В системе образования во главу угла нужно ставить человека, его личность. В основе ее должна быть нравственность - особые законы и постановления, которые служили бы возрастанию, развитию человеческой личности, чтобы людей приучить трудиться, а не лениться, чтобы люди помнили, что на них лежит определенная ответственность, на каком бы уровне в системе государства они ни находились.

Православная культура - не чуждое российскому сознанию ду­ховно-нравственное явление. Это историческая основа России. В любой системе, какая бы она ни была, если нравственность не ста­вить на первое место, все остальные вещи бесполезны. Для России такой образец нравственности - это Православие.
В современном российском обществе уже десятилетие не утихает спор о внедрении в обучение и воспитание «Основ православия» и других схожих предметов. Между тем без дисциплин, основанных на религиозно-нравственном фундаменте, вряд ли возможно по­строение свободного и устойчивого общества, имеющего историче­ские перспективы. Примером служит крах мировой державы - СССР.
Большевики с момента захвата власти видели в России лишь плацдарм для распространения мировой коммунистической рево­люции. Именно она была их конечной целью. Для ее победы требо­вались миллионы верных последователей. Решая эту задачу, боль­шевики быстро ликвидировали основы сложившейся в России сис­темы образования и воспитания, где важную роль играла религия, и начали утверждать собственную политику в отношении молодежи. Ее основные направления ясно обозначил В.И. Ленин в речи на III съезде РКСМ в октябре 1920 г. По его убеждению, в Советской Рос­сии следовало создать всеобъемлющую систему образования и вос­питания, основой которой должна была стать «борьба за укрепление и завершение коммунизма». Через три года другой вождь большевизма - Л.Д. Троцкий дополнил и конкретизировал эти рас­суждения. «Социалистическое строительство - писал он, - есть пла­новое строительство величайших масштабов. <...> Партия... в духе этого плана воспитывает молодежь, учит каждого связывать свою частную функцию с общей задачей, которая требует сегодня тща­тельно пришивать советскую пуговицу, а завтра - бесстрашно уми­рать под знаменем коммунизма».
Целенаправленное претворение большевистской концепции по­строения коммунистического рая на земле вело к утверждению принципиально новой системы ценностей. Как «ложь эксплуатато­ров» и врагов революции были отброшены христианские (общече­ловеческие) морально-этические основы воспитания. Базовыми принципами в отношениях между людьми отныне становились не библейские заповеди, а классовая нравственность. На практике это означало разрушение всех общественных устоев дореволюционной России. Действительно, лозунг «экспроприации экспроприаторов», провозглашенный коммунистами, находился в таком же противоре­чии с заповедью «не укради», как создание памятников революцио­нерам прошлого и современным вождям большевизма с требовани­ем «не сотвори себе кумира».
Параллельно советские лидеры уничтожали вековые семейные традиции. В новых условиях авторитет старших уходил на второй план. Молодой человек с утверждением у него классового мировос­приятия все чаще отрицательно отвечал на вопрос: стоит ли почи­тать отца и мать, если они сформировались в дореволюционном, т.е. отжившем обществе, и несли в себе его «родимые пятна»? Среди та­ких «пятен» оказались вера и Церковь.
Со временем значительная часть молодежи стала воспринимать соблюдение родственниками дореволюционной или церковной тра­диции как проявление враждебности к советскому государству. Тем более что религия официально была объявлена «опиумом для наро­да» и искоренялась.
Ситуацию усугубляло утверждение в массовом сознании мысли, что все враги революции обязательно (и неминуемо) должны быть
разоблачены и наказаны. Такая логика классовой борьбы потребова­ла переноса этого положения и на самых близких людей. Даже в от­ношении родителей или супруга(и) следовало забыть о заповеди «не убий». Пропаганда всячески укрепляла эти настроения, создавая и раздувая мифы о «подвигах» (в действительности трагедиях) Павли­ка Морозова и его юных последователей, которые подчас гибли, но «разоблачали» отцов-контрреволюционеров, матерей-контрреволю­ционеров или родственников-кулаков. Встав на эту платформу, не трудно было сделать и следующий шаг - во имя «высших идеалов коммунизма» преступить заповедь «не лжесвидетельствуй».
Большевики как верные последователи ортодоксального мар­ксизма хорошо усвоили, что путь к новому обществу лежит через насилие, революцию. Октябрьский переворот укрепил их в этом убеждении. Готовности к насилию они учили и подрастающее поко­ление. В этом плане характерно замечание наркома просвещения А.В. Луначарского о фильме «На Западном фронте без перемен», снятом по одноименному роману Э.М. Ремарка. Натурализм ужасов боевых буден с массовой гибелью солдат, воссозданный в картине, по признанию советского руководителя, ошеломлял и вызывал не­приятие войны. Однако именно эта жестокая правда, по убеждению наркома, заключала в себе одновременно серьезнейший недостаток фильма: картина воспитывала отвращение к войне и пропагандиро­вала межчеловеческие отношения, основанные на принципе «не убий»; советская же молодежь должна была готовиться к мировой революции, естественными спутниками которой являются массовые жертвы и потоки крови.

Большевики заявляли, что создаваемый ими «новый человек», в отличие от «человека верующего», уповающего лишь на Бога, не будет инертен. Напротив, «новый человек» будет инициативен. Он осознанно станет членом большого сообщества равных и будет дей­ствовать по единому для всех плану. Однако на деле происходило иное. Жесткое идеологическое регулирование процесса воспитания вело к укреплению в молодежной среде психологии «винтика», встроенного в систему. Со временем на этой основе вызрел кон­фликт. С одной стороны, режим успешно воспроизводил тех, кто был готов строить земной коммунистический рай на земле, уничто­жать классовых врагов и даже, если понадобиться, «бесстрашно умереть под знаменем коммунизма». Но, с другой стороны, многие из этих «новых людей», получив места в парт- или госаппарате, бы­стро обнаруживали свою несамостоятельность. Они могли действо­вать лишь на основе указаний и в строго очерченных рамках. К это­му добавилась еще одна проблема - забвение религиозно-нравствен­ных заповедей привело к падению нравов. Предательство, доноси­тельство, коррупция, любовные похождения и т.д. охватили все слои общества и, главное, - партийно-государственную элиту. Процесс этот не был одномоментным, но имел место во все исторические эпохи существования СССР. К концу XX века он проявился откры­то. К этому времени почти все руководство КПСС, значительная часть партии, госаппарата и общества оказались в глубочайшем ду­ховно-нравственном кризисе, что оказало существенное влияние на быстрое разрушение партийно-государственной системы, а вместе с нею и Советского Союза.
________________________________

     For the Russian education system is characterized by a situation where the school (including high school) takes the responsibility to not only teach, but also to educate. The learning process can not be reduced to a utilitarian knowledge transfer, training is always a personal, philosophical, value aspect.    High school gives specialization in knowledge, but the employer does not need a brilliantly educated, erudite specialist who knows a lot, but one who tries to know, the one who has the motivation to work hard, diligent worker, who for the Fatherland, and the company will not work tirelessly. If he does not get any knowledge, he will fill them - in imitation of the best, through refresher courses. Honest, conscientious staff is always valued its weight in gold.    You can develop intelligence, to remember some things, and even play them, learn to creatively apply this knowledge, but be a man without a conscience.    The federal education law of one of the major challenges of modern education puts the spiritual and moral development of the individual, so the standards of education should be a system of educational work, and the main attention should be paid to the development of moral principles. And the moral foundations of Orthodoxy indisputable in terms of universal morality.    Archimandrite Kirill (Pavlov) said: "If we are about to young people, if we can give them our moral tradition, our domestic values, then we will have a very different nation, a different country ..."
    
Holy Russia - the so-called our homeland since the Great Prince Vladimir. The ideal of the people, and therefore the ideal of education is an ideal of holiness. If you take a sample of the sacrificial deeds of great sons of Russian saints and ascetics, many can also accommodate a righteous life, a life that is not directed into the void, and to create.     Now scarce specialty - the so-called "workers' and managers, sales staff - very common among young profession. The work of people who only agree on material goods, was valued much more expensive than those who produce them. But often life itself raises questions about the revaluation of certain things. To see your mistakes, you need to have a good life examples with which to compare themselves. These samples must be submitted through educational, cultural and social projects. And in that search should be a landmark. An important task of the higher education system - do not leave without it formed a specialist guide.      Education - this is a special work. In education, the cornerstone to put a person's personality. At the heart of it is to be moral - specific laws and regulations that would serve ascending development of the human personality to teach people to work hard and not be lazy people to remember that they bear some responsibility, at whatever level in the state they may are.    Orthodox culture - not foreign to the Russian consciousness of the spiritual and moral phenomenon. This is the historical basis of Russia. In any system, whatever it may be, if morality is not put first, all other things are useless. For Russia this pattern of morality - is Orthodox.     In modern Russian society for the past decade has been simmering debate about the introduction of education and training "Fundamentals of Orthodoxy", and other similar items. Meanwhile, without the disciplines based on religious and moral foundation, it is hardly possible to build a free and stable society, which has historical perspective. An example is the collapse of the world powers - the USSR.     The Bolsheviks since seizing power in Russia saw a springboard for the spread of the world communist revolution. That it was their ultimate goal. For her victory required millions of faithful followers. In this task, the Bolsheviks quickly extinguished basis of the existing system of education in Russia and upbringing, where religion has played an important role, and began to assert their youth policy. Her main areas clearly marked VI Lenin, in a speech at the III Congress of the Komsomol in October 1920 According to him, in Soviet Russia should create a comprehensive system of education and training, the foundation of which was to become "the struggle for the consolidation and completion of communism." Three years later, another leader of the Bolsheviks - LD Trotsky elaborated and supplemented these arguments. "The building of socialism - he wrote - is the greatest extent of the planned construction. <...> The Party ... in the spirit of this plan educates youth, teaches everyone to connect their private function with the overall objective, which today requires carefully sew the Soviet button, and tomorrow - fearlessly to die under the banner of communism. "     The targeted implementation of the Bolshevik concept of building a communist paradise on earth led to the approval in principle of a new system of values. As "false exploiters" and enemies of the revolution were discarded Christian (universal) moral and ethical foundations of education. The basic principles of human relations now become non-biblical commandments, but a class morality. In practice, this meant the destruction of the social foundations of pre-revolutionary Russia. Indeed, the slogan of the "expropriation of the expropriators", proclaimed by the communists, was in the same conflict with the commandment "Thou shalt not steal," as the creation of monuments of the revolutionaries of the past and the modern leaders of Bolshevism with the requirement "does not make for yourself an idol."     In parallel, the Soviet leaders destroyed the age-old family tradition. In the new authority of the elders went by the wayside. The young man with the approval of his class worldview is increasingly negative answer to the question: whether to honor father and mother, if they were formed before the revolution, that is, otzhivshem society, and it carried the "birthmarks"? Among these "spots" were faith and the Church.     Over time, many young people began to perceive compliance with relatives or pre-revolutionary tradition of the Church as a sign of hostility to the Soviet state. The more that religion was officially declared "the opium of the people" and eradicated.    The situation is aggravated by the statement in the public mind the idea that all the enemies of the revolution necessary (and inevitable) must be exposed and punished. This logic of the class struggle has demanded the transfer of the provision and to the people closest. Even with respect to a parent or spouse (s) should forget about the commandment "Thou shalt not kill." Propaganda be strengthened these sentiments, creating and inflating the myths about the "heroic deeds" (actually tragedies) Pavlik Morozov and his young followers, who often died, but "exposed" counterrevolutionaries fathers, mothers, counter-revolutionaries or relatives fists. By embarking on this platform, it was not hard to do and the next step - in the name of "higher ideals of communism" transgress the commandment "do not bear false witness."     The Bolsheviks as faithful followers of orthodox Marxism learned well that the way to a new society is through violence and revolution. The October Revolution strengthened them in this belief. Readiness to violence, and they taught the younger generation. In this context, the remark is characteristic Commissar of Education AV Lunacharsky about the movie "On the Western Front", filmed on the novel by EM Remarque. Naturalism horrors of combat weekdays from massive loss of soldiers, recreated in the film, according to the Soviet leader, stunned and aroused opposition to the war. However, this is the hard truth, to convince the people's commissar, contained a movie at the same time a serious drawback: the picture was brought aversion to war and promoted interpersonal relations based on the principle of "do not kill", a Soviet youth had to prepare for the world revolution, natural satellites, which are mass casualties and the flow of blood.     The Bolsheviks argued that they create a "new man," as opposed to "a believer", trusting only in God will not be inert. In contrast, the "new man" is an initiative. He consciously become a member of a large community of equals and will operate according to a single plan for all. But in fact nothing happened. The rigid ideological control of the process of education has led to the strengthening of the youth psychology, "cog", built into the system. Over time, on that basis, ripe conflict. On the one hand, the regime successfully reproduce those who were ready to build the earth's communist paradise on earth, to destroy the class enemies and even, if need be, "fearlessly to die under the banner of communism." But, on the other hand, many of these "new people" to get a place in the party-state apparatus and quickly showed their lack of independence. They could only act on the basis of guidelines and a well-defined framework. Add to this another problem - neglect of religious and moral precepts led to the downfall of morals. Treachery, whistleblowing, corruption, love affairs, etc. covered all sectors of society, and above all - the party-state elite. This process was not a momentary, but had a place in every historical era of the Soviet Union. By the end of XX century, he manifested openly. By this time, almost the entire leadership of the Communist Party, a significant part of the party, the state apparatus and society were in the deepest spiritual and moral crisis, which had a significant impact on the rapid destruction of the party-state system, and with it the Soviet Union.

Комментариев нет:

Отправить комментарий