9 мая 2013 г.

Финансирование ВУЗовской науки

   Создание единой научно-образовате­льной системы принципиально нового ка­чества невозможно без разработки новых правил финансирования науки. Старые правила созданы давно и сегодня не доста­точно эффективны.
      Влияние вузовских исследований на развитие фундаментальной российской науки имеет глубокие корни и разгосудар­ствление образовательных учреждений, выборочная система финансирования и не­которые другие аспекты реформирования каналов финансирования современной об­разовательной системы воспринимаются неоднозначно современным научным со­обществом.  
    Вузовская наука всегда являлась наи­более активным и динамичным поставщи­ком российских знаний. Ежегодно образо­вательные учреждения пополняют научные достижения результатами только что про­веденных опытов и экспериментов. Именно вузовские исследования формируют актив­ный приток новинок во все сферы научной деятельности, как России, так и других стран мира. Однако только 40 % всех вузов страны выделяют средства на научные ис­следования, и только в 17 % образователь­ных учреждений объем этих средств дости­гает 20 млн руб. и более. Это явление за­ставляет задуматься о качестве дипломов, получаемых выпускниками вузов. Недоста­ток опробованных на практике знаний яв­ляется причиной невостребованности мо­лодых специалистов на рынке труда в со­временных экономических условиях. Этим и объясняется желание Министерства обра­зования и науки РФ ограничить количество вузов, которые в результате реформирова­ния останутся на бюджетном финансирова­нии государства.

     В современном мире давно сложилась эффективная система многоплановой под­держки государством научных учреждений из различных источников: от бюджетного финансирования вузов до целевой под­держки отдельных проектов или ученых.
    Всех волнует недостаточность право­вой базы, регулирующей процесс интегра­ции образования, производства и науки. Модели процессов интеграции могут быть различные. В частности, предполагается, что новые формы интеграции будут фор­мироваться как на базе университетов, так и на основе институтов Российской акаде­мии наук, государственных научных цен­тров и негосударственных научных органи­заций. Университетам, выполняющим ши­рокомасштабные научные исследования, будет присвоен статус исследовательских университетов или государственных науч­но-образовательных центров. В вузах, в ко­торых есть соответствующие научно-исследовательские структуры, также будут создаваться технопарки, учебные центры и научно-образовательные центры по при­оритетным научным направлениям.
Для формирования многоплановой структуры финансирования науки наряду с финансированием научной деятельности на конкурсной основе, предлагается сметное бюджетное финансирование научных ин­ститутов в структуре исследовательских университетов, формирование филиалов университетов на базе наукоградов, круп­ных научных центров, создание центров коллективного пользования научным обо­рудованием, телекоммуникационных сетей, совместных центров научно-технической информации и т.д.
Наиболее часто используются такие формы финансирования научных разработок, как гранты, целевое финансирование, заключение госконтрактов и др.      
Гранты - один из самых распростра­ненных видов целевого финансирования науки. Гранты предоставляются на безвоз­мездной и безвозвратной основе россий­скими физическими лицами, некоммерче­скими организациями, а также иностран­ными и международными организациями и объединениями. Существует перечень ор-ганизаций-грантодателей, периодически обновляемый и утверждаемый Правитель­ством РФ, поступления от которых на осу­ществление конкретных программ, в том числе в области образования и науки, не подлежат налогообложению с точки зрения уплаты налога на прибыль и налог на дохо­ды физических лиц (НДФЛ). Как правило, гранты выделяются на конкурсной основе. Каждый фонд разрабатывает свои условия предоставления финансирования грантода-телем. Выдача гранта оформляется путем заключения грантового соглашения (дого­вора). И хотя Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) не предусматривает такой вид обязательств, как грант, никаких запретов на заключение таких договоров и урегули­рование отношений между грантодателем и грантополучателем не установлено.
По гражданскому законодательству наиболее близок к гранту договор пожерт­вования. Однако существует одно серьез­ное отличие между этими двумя видами правоотношений, которое выделяет гранто-вые соглашения в отдельную категорию. Пожертвование может быть осуществлено и без указания конкретной цели. Что же ка­сается гранта, то его характерной особен­ностью является именно целевой характер предоставления. Поэтому в грантовом со­глашении, как правило, стороны фиксиру­ют следующие моменты: цели, на которые выделяется финансирование; срок реализа­ции проекта; порядок учета средств гранта, их использования и предоставления отчет­ности грантодателю; условия взаимодейст­вия сторон в случае установления факта нецелевого  использования    выделенных средств. Поскольку грант предоставляется на безвозмездной основе, то у грантодателя не возникает каких-либо прав на получен­ные результаты деятельности грантополу-чателя, равно как и на оборудование или иные материалы, приобретаемые грантопо-лучателем за счет средств гранта.
Целевое финансирование. Средства на проведение различных научных работ мо­гут также выделять специализированные отраслевые и межотраслевые научные и научно-технические фонды, в частности Российский фонд фундаментальных иссле­дований, Российский фонд технологическо­го развития, Российский гуманитарный на­учный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций. Все виды поддержки научных исследований и проек­тов производятся на конкурсной основе. Финансирование отобранных проектов осуществляется в рамках договора (как правило, договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ (НИОКР), который заклю­чают соответствующий фонд и организа­ция-победитель конкурса. Права на объек­ты интеллектуальной собственности, на ре­зультаты научно-технической деятельно­сти, полученные при выполнении работ, финансируемых за счет средств фондов, реализуются в соответствии с ГК РФ. В на­стоящее время складывается тенденция к закреплению прав на полученные результа­ты за организацией-исполнителем с пре­доставлением РФ прав на безвозмездное некоммерческое использование этих ре­зультатов в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для федеральных государственных нужд.
    Заключение государственных контрак­тов. Еще одним способом финансирования НИОКР является заключение государст­венных контрактов (в том числе и в рамках выполнения различных государственных целевых программ). Отношения сторон в данном случае полностью регулируются ГК РФ и Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, ока­зание услуг для государственных и муни­ципальных нужд». Порядок отбора испол­нителей на выполнение НИОКР для госу­дарственных нужд, процедуры заключения государственных контрактов на выполне­ние НИОКР по результатам конкурса, а также сопровождения контрактов и прием­ки отдельных этапов работ устанавливают­ся непосредственными государственными заказчиками в соответствии с законода­тельными нормами.     Субсидии и субвенции. Для финанси­рования фундаментальных научных иссле­дований и опытно-конструкторских работ, внедрения в производство новой техники, переподготовки кадров и прочих целей на­учной организации могут быть предостав­лены субсидии или субвенции, то есть де­нежные средства, выделяемые федераль­ным или местным бюджетом, или же спе­циальными фондами на безвозмездной и безвозвратной основе на реализацию опре­деленных целей. Право на получение суб­сидий или субвенций может быть предос­тавлено организации на условиях конкурс­ного отбора. Данные средства относятся к доходам, которые не учитываются при на­логообложении прибыли при условии их целевого использования, и должны подле­жать отдельному учету у организации-получателя. В случае нецелевого использо­вания предоставленное финансирование может быть отозвано.
В соответствии с последними измене­ниями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, государственным (муниципальным) учреждениям субсидии из средств феде­рального (регионального или местного) бюджетов не предоставляются, по всей ви­димости, в целях сокращения различных видов государственного финансирования бюджетных учреждений и учета посту­пающих средств на различных счетах.
  Все сложившиеся на сегодня способы финансирования научной деятельности но­сят строго целевой характер, при условии соблюдения которого организации-полу­чатели имеют налоговые льготы (в том числе в части освобождения от уплаты на­лога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС), НДФЛ). Также выделе­ние средств сопровождается строгой отчет­ностью их получателя. В большинстве при­веденных случаев права на полученные ре­зультаты также сохраняются за организа­цией-исполнителем, но могут ограничи­ваться определенными требованиями в час­ти последующего их использования и вне­дрения.
Финансирование научной и/или науч­но-технической деятельности осуществля­ется государством на основе сочетания фи­нансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов, что установлено пунктом 6 ста­тьи 15 Федерального закона от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной на­учно-технической политике» (далее - Закон № 127-ФЗ).
Например, Федеральным законом от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов» на поддержку государ­ственных академий наук и их региональных отделений предусмотрены средства в раз­мере 65 552 261,5 тыс. руб. На научно-исследовательские и опытно-конструк­торские работы в рамках Федеральной це­левой программы «Повышение безопасно­сти дорожного движения 2006-2012 годах» направлено 90 375,0 тыс. руб., а в рамках Федеральной целевой программы «Пожар­ная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» - 182 076,0 тыс. руб. На гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации в бюджете Российской Федерации заложе­ны средства в сумме 7 523 793,0 тыс. руб.
Согласно статье 5 Закона № 127-ФЗ, научной организацией признается юриди­ческое лицо независимо от организацион­но-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и/или научно-техническую деятельности, подготовку на­учных работников и действующие в соот­ветствии с учредительными документами научной организации.
Российская академия наук, а также от­раслевые академии наук (Российские ака­демии сельскохозяйственных наук, меди­цинских наук, образования, архитектуры и строительных наук, художеств) являются государственными академиями наук - не­коммерческими организациями (статья 6 Закона № 127-ФЗ).
Некоммерческая организация, соз­данная собственником для осуществле­ния управленческих, социально-культур­ных или иных функций некоммерческого характера признается учреждением. Учре­ждение, согласно статье 120 ГК РФ, может быть создано гражданином или юридиче­ским лицом, так называемое частное учре­ждение, либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муни­ципальным образованием, соответственно, такие учреждения являются государствен­ными и муниципальными.
С точки зрения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), все доходы налогоплательщика - научной организации - делятся на налогооблагае­мые доходы и доходы, не учитываемые при налогообложении. Из состава налогообла­гаемых доходов исключаются доходы, ис­черпывающий перечень которых содержит
статья 251 НК РФ.
Имущество в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде суб­сидий, предоставленных бюджетным учре­ждениям и автономным учреждениям, от­носится к средствам целевого финансиро­вания, которые не учитываются в целях на­логообложения прибыли организаций. Та­кая норма закреплена подпунктом 14 пунк­та 1 статьи 251 НК РФ.
К средствам целевого финансирования, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ отнесены суммы полученных грантов.
Гранты, согласно определению, содер­жащемуся в Законе № 127-ФЗ, это денеж­ные и иные средства, передаваемые без­возмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе ино­странными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также междуна­родными организациями, получившими право на предоставление грантов на терри­тории Российской Федерации в установ­ленном Правительством Российской Феде­рации порядке на проведение конкретных научных исследований на условиях, преду­смотренных грантодателями.
В целях налогообложения прибыли грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их пе­редача (получение) удовлетворяет следую­щим условиям:
- гранты предоставляются на безвоз­мездной и безвозвратной основах россий­скими физическими лицами, некоммерче­скими организациями, а также иностран­ными и международными организациями и объединениями по перечню таких органи­заций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образова­ния, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления: СПИД, наркома­ния, детская онкология, включая онкогема-тологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражда­нина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального об­служивания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследо­ваний; -        гранты предоставляются на услови­ях, определяемых грантодателем, с обяза­тельным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
    С 01.01.2009 г. действует Постановле­ние Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 г. № 485 «О перечне между­народных организаций, получаемые нало­гоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогооб­ложению и не учитываются в целях нало­гообложения в доходах российских органи­заций - получателей грантов».
   В соответствии с пунктом 6 статьи 217 главы 23 НК РФ Правительство Рос­сийской Федерации Постановлением от 15.07.2009 г. № 602 утвердило Перечень российских организаций, получаемые нало­гоплательщиками гранты которых, предос­тавленные для поддержки науки, образова­ния, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению. Данная норма применяется только в отно­шении грантов, предоставленных грантода-телями налогоплательщикам - физическим лицам, и не применяется для целей налого­обложения прибыли.
    Как известно, финансирование боль­шинства научных исследований осуществ­ляется за счет государства или за счет средств специализированных фондов. Фи­нансирование всегда носит целевой харак­тер, то есть выделяемые средства предна­значены для реализации конкретных меро­приятий и могут быть использованы лишь по назначению. Необходимо расширить формы и источники финансирования науки, сохранив практику освобождения целевого финансирования науки от налогообложения и режим целевого использования средств.

___________________________________________ 

Funding of university research

     Creating a unified scientific and educational system fundamentally new quality is not possible without the development of new financial rules of science. The old rules established long ago and today is not effective enough.
      The influence of university research on the development of basic Russian science has deep roots and the privatization of educational institutions, selective funding system and some other aspects of the reform of the financing channels of modern educational systems are perceived ambiguously modern scientific community.
    University science has always been the most active and dynamic supplier of Russian knowledge. Each year, educational institutions supplement the results of scientific achievements have just conducted tests and experiments. It was high school studies form the active inflow of new products in all areas of research activities, both in Russia and other countries of the world. However, only 40% of all higher educational institutions provide funds for research, and only 17% of educational institutions, these funds is 20 million rubles. or more. This phenomenon raises questions about the quality of diplomas received by university graduates. Lack of knowledge tested in practice is causing demand for young professionals in the labor market in the current economic environment. This explains the desire of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation to limit the number of universities that are a result of the reform will remain on the financing of the state budget.
   In the modern world has long been established an effective system of state support for multidisciplinary research institutions from a variety of sources: from budget financing institutions to target support for individual projects or scientists.
    All concerned inadequate legislative framework governing the process of integration of education, industry and science. Model of integration processes can be different. In particular, it is expected that the new forms of integration will be formed as a university-based, and on the basis of institutes of the Russian Academy of Sciences, public research centers and private research organizations. Universities, performing extensive research, will be given the status of research universities or public research and education centers. In high schools, which have the relevant research framework will also set up industrial parks, training centers and research and education centers in the priority research areas.
    To form a multi-dimensional structure of research funding along with funding for scientific activities on a competitive basis, the proposed budget estimates for the funding of research institutions in the structure of research universities, the formation of branches of universities on the basis of science cities, large research centers, the establishment of centers for collective use of scientific equipment, telecommunications networks, collaborative research centers and technical information, etc.
     The most commonly used forms of financing of scientific research, as grants, earmarked funding, signing government contracts, etc.
Grants - one of the most common types of targeted funding of science. While grants and repayable on Russian individuals, nonprofit organizations, and foreign and international organizations and associations. There is a list of organizations, funders, periodically updated and approved by the Government of the Russian Federation, the proceeds of which are for specific programs, including in the field of education and science, are not subject to taxation in terms of profit tax and a tax on personal income (PIT ). Typically, grants are allocated on a competitive basis. Each fund is developing its own terms of financing grantoda-Thelema. Issuance of the grant is issued by the conclusion of the grant agreement (contract). Although the Civil Code (Civil Code) does not provide for this type of obligations as a grant, there are no restrictions on the conclusion of such agreements and the normalization of relations between the grantor and the grantee is not established.
     Under civil law is closest to the grant agreement donations. However, there is one major difference between the two types of relationships, which provides grants-vye agreement in a separate category. Donation may be practiced without the specific purpose. As for the grant, it is a characteristic feature is the nature of the target. Therefore, in the grant agreement, as a rule, the parties fix the following issues: the purposes for which funding is allocated, the project implementation period, the accounting treatment of the grant, use and reporting of grantors, in terms of interaction between the parties upon a determination that the misuse of the funds allocated. Since the grant is given at no cost, then the grantor does not pose any rights to the results of grantees, as well as for equipment or other materials purchased by grantees-recipient of the grant funds.
      Targeted funding. Funds for a variety of research papers can also allocate industry-specific and cross-cutting scientific and technical foundations, in particular, the Russian Foundation for Basic Research, the Russian Foundation for Technological Development, the Russian Foundation for the Humanities, the Fund for Assistance to Small Innovative Enterprises in Science and Technology, the Federal fund product innovation. All kinds of research and projects are made on a competitive basis. Funding for selected projects carried out in the framework of the contract (usually a contract to perform research and development (R & D), which enter into the fund and the organization of the winner of the competition. Rights to intellectual property, the results of scientific and technological activities, resulting when carrying out activities financed by the fund are in accordance with the Civil Code. currently a trend towards securing the rights to the results of the implementing agency of the Russian Federation to the provision of rights to royalty-free non-commercial use these results in order to perform work or supply of goods for the federal government needs.
    The conclusion of public contracts. Another way to finance R & D is the conclusion of public contracts (including in the framework of the implementation of various state programs). Relationship of the parties in this case is completely regulated by the Civil Code and the Federal Law of July 21, 2005 № 94-FZ "On placing orders for goods, works and services for state and municipal needs". The order of selection of artists to perform R & D for public use, procedures for government contracts to perform R & D on the results of the competition, as well as maintenance contracts and the acceptance of individual stages of work are established by direct government customers in accordance with legal regulations. Grants and subventions. For the financing of basic research and development activities, the introduction of new techniques, re-training and other purposes, the scientific organization may be granted subsidies or subventions, that is, the funds allocated by the federal or local budget, or special funds for gratuitous and irrevocable based on the implementation of certain objectives. Eligibility for grants or subsidies may be granted under the organization of competitive selection. These funds are to income that is not taken into account the taxation of profits subject to their intended use and shall be subject to separate accounting from the recipient organization. In the case of misuse of the provided funding may be withdrawn.
In accordance with recent changes made to the Budget Code of the Russian Federation, the state (municipal) institutions subsidies from the federal (regional or local) budgets are not available, apparently, in order to reduce various types of state funding of public institutions and accounting of funds received in various accounts .
  All existing methods of financing to date scientific activities are strictly targeted, subject to the recipient organizations which have tax benefits (including parts of exemption from income tax, value added tax (VAT), personal income tax). Also, the allocation of funds is accompanied by strict accountability of the recipient. In most of the above cases, the right of the results are also saved for the implementing agency, but may be limited to certain requirements in terms of their subsequent use and implementation.
     Funding for scientific and / or technical activities carried out by the state through a combination of financial support for research institutions and targeted funding for specific scientific and technical programs and projects that set out in paragraph 6 of Article 15 of the Federal Law of 23.08.1996 № 127-FZ " On Science and State Science and Technology Policy "(hereinafter - the Law № 127-FZ).
For example, the Federal Law dated 02.12.2009 № 308-FZ "On the Federal Budget for 2010 and the planning period of 2011 and 2012" in support of the state academies of sciences and their regional offices provided funds of $ 65,552 261.5 thousand . rub. For research and development work within the framework of the federal target program "Improving road safety 2006-2012" sent 90 375.0 thous., And in the framework of the Federal Target Program "Fire Safety in the Russian Federation for the period up to 2012 Year "- 182 076,0 thous. For grants in the field of science, culture, arts and the media in the Russian Federation budget includes funds in the amount of 7 523 793,0 thous.
According to Article 5 of the Law № 127-FZ, the research organization is a legal entity, regardless of their legal form and ownership, as well as a public association of scientists engaged in a major scientific and / or technical and scientific activities, training of scientists and acting According to the founding documents of the scientific organization.
Russian Academy of Sciences, as well as industry RAS (Russian Academy of Agricultural sciences, health sciences, education, architecture and building sciences, arts) are the state academies of science - non-profit organizations (Article 6 of the Law № 127-FZ).
    Non-profit organization created by the owner for the implementation of governance, socio-cultural or other non-profit functions recognized institution. Institution, in accordance with Article 120 of the Civil Code can be created citizen or a legal person, the so-called private institution, or the Russian Federation, Russian Federation, municipalities, respectively, these institutions are state and municipal.
     In terms of Chapter 25 of the Tax Code of the Russian Federation (the Tax Code), all income of the taxpayer - the scientific organization - are divided into taxable income and the income is not taken into account for taxation. From the composition of taxable income excludes income, which contains an exhaustive list of Article 251 of the Tax Code.
    The property is in the form of limits on budget commitments (budget) that have been brought in the prescribed manner to the state-owned institutions, as well as grants provided by budgetary institutions and autonomous institutions, belongs to the targeted financing, which are not taken into account in order to profits tax. Such a rule is fixed subparagraph 14 of paragraph 1 of Article 251 of the Tax Code.
    By means of targeted funding is not taken into account for tax purposes, subparagraph 14 of paragraph 1 of Article 251 of the Tax Code assigned amount of the grants received.
Grants, as defined in the Law № 127-FZ, are cash and other funds transferred gratuitously and irrevocably citizens and legal entities, including foreign citizens and foreign legal entities and international organizations, to qualify for the grants in the Russian Federation established by the Government of the Russian Federation Law on conducting specific research on the conditions stipulated by funders.
    For tax purposes, income is recognized by grants money or other property in the event that their transfer (receipt) satisfies the following conditions:
- Grants are available on a free and irrevocable basis Russian individuals, nonprofit organizations, and foreign and international organizations and associations on a list of organizations approved by the Government of the Russian Federation on the implementation of specific programs in education, arts, culture, public health (directions : AIDS, drug abuse, pediatric oncology, including onkogema-pathology, pediatric endocrinology, hepatitis and tuberculosis), environmental protection, protection of the rights and freedoms of man and citizen, the laws of the Russian Federation, the social services for the poor and socially vulnerable categories of citizens, as well as to undertake specific research - grants are provided on terms determined by a grant from the mandatory provision of grantors report on the intended use of the grant.
    On 01.01.2009, the resolution of the Government of the Russian Federation of 28.06.2008 № 485 "On the list of international organizations that received taxpayer grants (grants) are not taxable and are not included in income for tax purposes in Russian organizations - the grantees' .
   In accordance with paragraph 6 of Article 217 of Chapter 23 of the Tax Code of the Russian Federation Government Decree of 15.07.2009 № 602 approved the list of Russian organizations received grants taxpayers are provided to support science, education, culture and arts in the Russian Federation is not subject to tax . This provision applies only to grants awarded grantoda-telyami taxpayers - individuals and is not used for income tax purposes.
    As you know, most of the funding for research carried out by the state or by means of specialized funds. Funding is always targeted, that is, the allocated funds are intended for specific activities and may be used only for its intended purpose. Need to expand the forms and sources of research funding, keeping the practice of releasing the target research funding from taxation regime and the use of funds.

Комментариев нет:

Отправить комментарий