Модернизация образования будет осуществляться успешнее, если
между средней школой и вузами, а также федеральными, городскими и районными
органами управления образованием сложатся качественно новые отношения,
основанные на более тесном взаимодействии. Для пользы всего отечественного
образования целесообразно установление творческих связей высших учебных
заведений со школами, научно-исследовательскими организациями, вовлечение в
этот процесс широкого круга специалистов: педагогов, психологов, социологов,
представителей местных и федеральных органов управления образованием. В таком
всестороннем сотрудничестве видится одно из важных условий успешной
модернизации образования.
Школьные и вузовские образовательные стандарты, стиль
изложения и терминология учебников нуждаются в оптимизации и согласовании.
Дело в том, что педагоги средней школы недостаточно осведомлены о современных
вузовских требованиях, а преподаватели вузов - о школьной программе и
стандартах общего среднего образования.
Есть основания утверждать, что учебный процесс постепенно
формализуется.
Учителя озабочены не тем, как учить, а тем, как
контролировать знания (рейтинги, сумма баллов и пр.). Всё меньше (по крайней
мере в вузах) преподаватели непосредственно общаются с учащимися, они излишне
обременены непедагогическими обязанностями, к их мнению «наверху» не прислушиваются.
Символом и апогеем формализации является ЕГЭ.
Поскольку средняя школа никак не связана ни с наукой, ни с
промышленными технологиями, получение знаний о современном уровне и
достижениях в этих сферах для учителей затруднительно, а действующая система
повышения их квалификации ни в коей мере эти пробелы не восполняет. Учителя
химии обречены из года в год пересказывать ученикам тексты из учебников, далеко
не всегда имея представление о реальных явлениях и процессах в рамках своего
предмета, о современном научном оборудовании и приборах. Всё это они могли бы
увидеть в лабораториях вузов либо при их посредничестве в других организациях
(например, в профильном НИИ или на производстве).
Уровень подготовленности многих абитуриентов к обучению в
высшей школе недостаточен для восприятия вузовской науки. Одна из основных
причин - сокращение школьной программы по естественным дисциплинам в старших
классах (по химии - до одного часа в неделю, по физике - до двух часов). Этого
совершенно недостаточно не только для получения учащимися минимально
необходимой суммы знаний в этих областях, но и для формирования у них хотя бы
элементов естественно-научного образа мышления. Другая причина - необязательность
школьного экзамена по физике, химии, биологии, что позволяет учащимся вообще
не открывать учебник по этим предметам. Поэтому для многих студентов-первокурсников
необходимость изучать химию в вузе фактически заново оказывается неприятной
неожиданностью. Как показывает наш опыт, у вчерашних школьников зачастую
отсутствуют представления не только о химических, но и вообще о
естественно-научныхявлениях: они не знают, что такое электрический ток, зачем
живым организмам нужна пища и т.д. Случаются затруднения и в элементарных
арифметических действиях (деление и умножение чисел), и в определении
количественных соотношений (например, сколько литров в кубометре). Приходится
констатировать, что значительная часть выпускников общеобразовательной школы
среднего образования на самом деле не имеет и лишь меньшинству первокурсников
школьная подготовка позволяет без серьёзных затруднений продолжить обучение в
вузе (показательно, что существенной разницы в уровне подготовленности по
естественно-научным дисциплинам между москвичами и ребятами из провинции не
наблюдается).
Состав студенческой аудитории по уровню знаний крайне
неоднороден, однако влиять на него вуз не может, поскольку приём
осуществляется на основе сертификата ЕГЭ: конкурируют не абитуриенты, а
документы. Вузовские стандарты это обстоятельство совершенно не учитывают, поэтому
качественное выполнение учебной программы осложняется. Не готовых к восприятию
знаний первокурсников приходится тем или иным способом «доводить до кондиции
». Разумеется, это лучше делать до поступления в вуз, то есть в школе и, может
быть, с помощью вуза. В любом случае, такое положение не должно сохраняться,
и его кардинальное изменение к лучшему возможно лишь при совместных действиях
средней и высшей школы и органов управления образованием.
Таким образом можно придти к выводу, что только совместное
сотрудничество школы и ВУЗА может привести студента к большому успеху. Яркий
пример - физико-математическая школа им. М. А. Лаврентьева при
НГУ Новосибирска.
Комментариев нет:
Отправить комментарий