18 мая 2013 г.

Модернизация образования: от школы до ВУЗа


     Модернизация образования будет осуществляться успешнее, если между средней школой и вузами, а также федераль­ными, городскими и районными органами управления образованием сложатся каче­ственно новые отношения, основанные на более тесном взаимодействии. Для пользы всего отечественного образования целесо­образно установление творческих связей высших учебных заведений со школами, научно-исследовательскими организация­ми, вовлечение в этот процесс широкого круга специалистов: педагогов, психологов, социологов, представителей местных и фе­деральных органов управления образова­нием. В таком всестороннем сотрудничестве видится одно из важных условий успеш­ной модернизации образования.

Школьные и вузовские образователь­ные стандарты, стиль изложения и терми­нология учебников нуждаются в оптими­зации и согласовании. Дело в том, что педа­гоги средней школы недостаточно осведом­лены о современных вузовских требовани­ях, а преподаватели вузов - о школьной программе и стандартах общего среднего образования. 
Есть основания утверждать, что учебный процесс постепенно формализуется.
Учителя озабочены не тем, как учить, а тем, как контролировать знания (рейтинги, сум­ма баллов и пр.). Всё меньше (по крайней мере в вузах) преподаватели непосредствен­но общаются с учащимися, они излишне обременены непедагогическими обязанно­стями, к их мнению «наверху» не прислу­шиваются. Символом и апогеем формали­зации является ЕГЭ.
Поскольку средняя школа никак не связана ни с наукой, ни с промышленными технологиями, получение знаний о совре­менном уровне и достижениях в этих сфе­рах для учителей затруднительно, а дей­ствующая система повышения их квалифи­кации ни в коей мере эти пробелы не вос­полняет. Учителя химии обречены из года в год пересказывать ученикам тексты из учебников, далеко не всегда имея представ­ление о реальных явлениях и процессах в рамках своего предмета, о современном научном оборудовании и приборах. Всё это они могли бы увидеть в лабораториях ву­зов либо при их посредничестве в других организациях (например, в профильном НИИ или на производстве).
Уровень подготовленности многих аби­туриентов к обучению в высшей школе не­достаточен для восприятия вузовской науки. Одна из основных причин - сокращение школьной программы по естественным дис­циплинам в старших классах (по химии - до одного часа в неделю, по физике - до двух часов). Этого совершенно недостаточно не только для получения учащимися минималь­но необходимой суммы знаний в этих обла­стях, но и для формирования у них хотя бы элементов естественно-научного образа мышления. Другая причина - необязатель­ность школьного экзамена по физике, хи­мии, биологии, что позволяет учащимся во­обще не открывать учебник по этим предме­там. Поэтому для многих студентов-перво­курсников необходимость изучать химию в вузе фактически заново оказывается непри­ятной неожиданностью. Как показывает наш опыт, у вчерашних школьников зачас­тую отсутствуют представления не только о химических, но и вообще о естественно-научныхявлениях: они не знают, что такое электрический ток, зачем живым организ­мам нужна пища и т.д. Случаются затрудне­ния и в элементарных арифметических дей­ствиях (деление и умножение чисел), и в определении количественных соотношений (например, сколько литров в кубометре). Приходится констатировать, что значитель­ная часть выпускников общеобразователь­ной школы среднего образования на самом деле не имеет и лишь меньшинству перво­курсников школьная подготовка позволяет без серьёзных затруднений продолжить обучение в вузе (показательно, что суще­ственной разницы в уровне подготовленно­сти по естественно-научным дисциплинам между москвичами и ребятами из провин­ции не наблюдается).
Состав студенческой аудитории по уровню знаний крайне неоднороден, одна­ко влиять на него вуз не может, поскольку приём осуществляется на основе сертифи­ката ЕГЭ: конкурируют не абитуриенты, а документы. Вузовские стандарты это обсто­ятельство совершенно не учитывают, по­этому качественное выполнение учебной программы осложняется. Не готовых к вос­приятию знаний первокурсников прихо­дится тем или иным способом «доводить до кондиции ». Разумеется, это лучше делать до поступления в вуз, то есть в школе и, может быть, с помощью вуза. В любом слу­чае, такое положение не должно сохранять­ся, и его кардинальное изменение к лучше­му возможно лишь при совместных дей­ствиях средней и высшей школы и органов управления образованием.
Таким образом можно придти к выводу, что только совместное сотрудничество школы и ВУЗА может привести студента к большому успеху. Яркий пример - физико-математическая школа им. М. А. Лаврентьева при НГУ Новосибирска.


Комментариев нет:

Отправить комментарий