Образование в России - процесс давний и сложный,
исконно неоднозначный и чрезвычайно важный, ведь система образования того или
иного государства всегда лежит в основе формирования потенциала его развития,
торговой, политической и военной значимости, а его восприятие накладывает
отпечаток и на продуктивность работы этой системы. Таким образом, определение
актуального статуса и роли образования в жизни государства в период его
развития - а Россия, безусловно, находится именно на этом этапе - представляют
немалый интерес. Здесь система образования развивалась на протяжении веков,
порой под влиянием западных веяний, порой приводимая в движение
внутригосударственными процессами. И всегда находились поводы для ее
ожесточенной критики и убежденной апологетики как изнутри страны, так и извне в
адрес различных ее составляющих.
Российская система образования
глазами отечественных ученых
Сегодня отношение к системе образования в России можно
охарактеризовать как сложное и неоднозначное. Это хорошо видно в суждениях
особенно близких к предмету дискурса, глубоко погруженных в его жизнь людей -
представителей отечественных научных кругов.
Комплексный анализ обсуждаемых ими тем дает
представление о наиболее актуальных с их точки зрения проблемных полях
исследуемой сферы, ее негативных и позитивных чертах.
В качестве одного из наиболее
ярко выраженных тематических кластеров стоит упомянуть вопросы обеспечения
безопасности детей и подростков в частности и общества в целом средствами
образования. Без сомнения, эта проблема актуальна, если учитывать угрозы более
сложные, чем вероятность простудиться - речь идет о высокой степени влияния на
детей и подростков социальных болезней общества, таких как наркомания,
алкоголизм, а также связанное с общим процессом акселерации, уменьшение
среднего возраста начала половой жизни. Так в школьную программу включаются и
развиваются с течением времени курсы валеологии, полового воспитания и ОБЖ, что
помогает уменьшить риск заболеваемости и травматизма детей и в некоторой мере
снижает их подверженность пагубным социальным явлениям. Однако в современном
мире существует еще один фактор, влияющий на перспективы сохранения здоровья
населения, - масс-медиа. Ни для кого не секрет, что на просторах интернета
помимо косвенно деструктивной рекламы табачной и алкогольной продукции можно
увидеть ложную, дезинформирующую пропаганду, да и просто опасный для психики
контент. В нашей стране пока еще нет педагогических средств защиты детей и
подростков от потенциально вредного воздействия СМИ, нет и действенных
механизмов обеспечения безопасности детей в онлайн-пространстве.
Еще одной важной стороной
проблематики образования, в первую очередь общего, является подбор
учебно-методического материала. На сегодняшний день одним из краеугольных
камней школьного образования является набор учебников, прошедших аккредитацию и
изданных на бумаге. В контексте модернизации образования можно рассматривать
только один путь их развития - переход на электронные носители. Уже существуют
проекты работы с сетевыми школьными учебниками в компьютерных классах. Звучат
предложения издавать цифровые учебники для работы с ними на электронных книгах.
Все это создает зримую перспективу изменения принципов наполнения учебника, его
адаптации к условиям современного мира. Эта мысль, безусловно, интересна,
поскольку реализация подобной идеи приведет к увеличению продуктивности
учебного процесса.
Другим важным фактором, отражающим характер взглядов
на общее образование в России, стала проблема учебной интернет-среды. В первую
очередь, исследователи рассматривают опыт Европы. Там в ногу со временем
протекает виртуализация общего образования, созданы и успешно используются
учебные электронные ресурсы самых разных типов и форм начиная со школьных
медиатек и заканчивая общеевропейской образовательной сетью. При этом во
взглядах на схожие процессы в России не наблюдается никакого оптимизма. Многие
констатируют необходимость и будущую пользу от создания и использования
Интернет-ресурсов для учеников и учителей, была даже разработана «Концепция
модернизации российского образования на период до 2010г.», однако о заметных
успехах упоминаний крайне мало и они носят характер скорее исключения, чем
правила.
Подчеркивается также, что одной
из основных проблем сегодняшнего образования считается отставание хозяйственных
и педагогических сфер работы каждого учебного заведения от возможных и
необходимых сегодня показателей эффективности. Бытует мнение, что дороговизна и
оторванность образования от реалий наших дней являются, в первую очередь,
следствиями его недостаточной информатизации.
Еще одним тематическим кластером, важным и широко
обсуждаемым в научных кругах, является роль ВУЗов в жизни государства и
общества, а также пути их развития. Бесспорно их высокое значение и
стратегическая важность как главного источника квалифицированных кадров а
значит гаранта стабильности и перспектив государства. При этом наибольшую
ценность имеют крупные ВУЗы с развитой технической базой, ведущие активную научно-исследовательскую
деятельность. Стоит отметить, что в данном контексте представление о
перспективах дальнейшего развития образования в России весьма оптимистично.
Показательна точка зрения, в соответствии с которой эффективное и качественное
образование, конечно, еще не доступно россиянам, но уже виднеется на горизонте.
Констатируется важность мер, принимаемых для актуализации образовательных
стандартов и учебных планов, особенно если принять во внимание корректировку их
курсов в соответствии с государственной инновационной политикой последних лет.
С вопросом о роли ВУЗов в обществе тесно связано место
исследовательской работы в их
деятельности. По сути
своей научные изыскания являются
синтезом научных знаний, основным процессом инноватизации и показателем
научно-технического прогресса. Поэтому исследования, их количество и качество,
особенно важны для человечества в целом и для каждого государства в частности.
На сегодняшний день
обсуждается идея активного задействования в исследовательском процессе учащихся
российских ВУЗов. Подобная возможность является для них серьезным мотивирующим
фактором -привлеченный к научной работе студент чувствует собственную
значимость, получает возможность применить на практике знания и вырабатывает
навыки, которые успешно сможет применять в будущей профессиональной
деятельности. Очевидна и польза для исследования - большее количество
участников исследования сокращает сроки его проведения и дает значительные
возможности для сбора научных данных, их обработке и верификации результатов.
Это увеличивает спрос на работу в сфере науки и образования, а значит, в
перспективе - повышает его качество. Таким образом, практика вовлечения
студентов в исследовательскую деятельность становится важным направлением
развития и модернизации образования.
Кроме того, как отмечается
отечественными учеными, сам процесс научно-исследовательской деятельности
претерпевает сегодня существенные изменения. В наши дни появляется такой
феномен, как виртуальное научно-исследовательское пространство. Это значит, что
в работе самих деятелей науки Web-ресурсы стали играть
значительную роль, выступая в разных случаях как источник исходных данных,
предмет исследования, канал информационного обмена или дискуссионную площадку.
Причем, высказывания по данному вопросу обнажают некоторое удивление
специалистов такому развитию событий, а также говорит об их вторичности,
догоняющем по отношению к западу характере.
Характерно, что в качестве
отдельной тематики проявляется вопрос компетентности практикующих сегодня
учителей и преподавателей вузов, их переподготовки, особенностям
педагогического образования. Высказывания по данному вопросу сдержанны и
толерантны, однако обозначают проблему недостаточной профессиональной
пригодности многих представителей этих профессий, зависящей от грамотности
представителей «старой школы» в области новых технологий и преподавательских
навыков молодёжи.
И еще одним, последним в этом ряду, важным сегментом
исследуемого информационного пространства является тема трудоустройства выпускников
учебных заведений различного уровня. В этом отношении отечественное научное
сообщество настроено весьма оптимистично. Распространено мнение, что
выпускникам предоставляется помощь в трудоустройстве в достаточном объеме, а
профориентационная работа, проводимая на местах, практически гарантирует
нацеленность студентов на развитие в рамках избранных специальностей.
Российская система образования
глазами западного обывателя
Характеристика российского
образования оказалась достаточно негативной, хотя в ней и фигурируют некоторые
позитивные составляющие. Стоит подчеркнуть, что данная скептическая и
агрессивная оценка высказана главным образом жителями США, Канады и
европейцами. Вместе с тем, важно понимать агрессивность самого типа ресурса -
интернет форума. В значительной мере такая вербальная вседозволенность, возможность
критиковать и оскорблять диктуется стереотипом о невозможности или трудности
идентификации личности участника ресурса. Отсюда и вытекает некорректность и
иногда нелегитимность высказываний участников того или иного интернет-форума. В
частности, если речь заходит об оценке того или иного государства - диспуты
форумчан обостряются в сильнейшей мере. Вместе с тем, как раз благодаря такой
эмоциональности ресурса, становится более лёгким и процесс идентификации
доминирующих коммуникативных оценочных посылов, интересующих исследователя.
Стоит сразу оговориться -
западный обыватель, оценивая систему образования в России, оставляя комментарии
на форуме в контексте данного сегмента информационного пространства, в первую
очередь озабочен не самим качеством образования в России, не особенностями
функционирования этой системы, а наиболее часто подчёркивает лингвистическую
составляющую этого процесса. Он интересуется тем, каким статусом обладает и
какую роль выполняет русский язык в системе образования соседних государств
либо независимых республик, входящих в состав Российской Федерации.
Примечательно, что в рамках данного тематического блока разговор уходит в
сторону - обсуждается несколько периферийный вопрос. Это однозначно
подтверждает ключевую важность проблемы русификации образования за пределами
России. Для таких территорий, как например, Удмуртия, русский язык - это ключ к
спасению. Русификация образования должна происходить. В противном случае регион
рискует оказаться не у дел, ассимилировать, стать сырьевым придатком. Если
политика русификации в Удмуртии или, например, в Татарстане, расценивается
позитивно, то в отношении, например, Украины, западные обыватели придерживаются
иного мнения: на настоящий момент Россия поступает некорректно, провоцируя русификацию
на Украине, избегает украинизации учебных заведений России. Так, если на
Украине существует около 3000 русскоязычных школ, то в России нет ни единой
украиноязычной. Образовательная транснациональная политика государства должна
базироваться на равенстве ценностей культур, а не на ассимилятивных интенциях.
Вместе с тем, всё же ключевой
интерес представляет именно оценка функционирования российского образования.
Стоит подчеркнуть, что хотя она весьма негативна, это не выделяет её из
совокупности оценок иных систем российской действительности - западному
обывателю свойственно подвергать оглушительной критике Россию, русский народ и
культуру - это обыкновенные проявления транснациональной информационной войны.
На настоящий момент Россия однозначно проигрывает это противоборство. Итак, в
представлении западного обывателя система образования России одна из
многочисленных контрастно с Западом деградирующих или окончательно
деградировавших систем, наряду, например, с постоянно подчёркиваемыми
участниками форума необыкновенно низким достатком россиян, некачественным
медицинским обслуживанием, плохим жильём, нищетой, наркоугрозой и наркоманией.
Некачественное образование в России - один из признаков нецивилизованности
государства, а заявления россиян о высоком международном статусе России,
ключевой роли в международной политике - лишь мечты. Примечательно, что сами
россияне, участники обсуждений, постоянно подчёркивают высокое качество
российского образования, иногда даже противопоставляя его низкому западному, проистекающему,
в частности, из-за излишней формализованности системы. В данном отношении
западные и российские обыватели не могут прийти к единому мнению - напротив,
диспуты участников форума приходят в деструктивное, не толерантное и
агрессивное русло. Как представители западных стран, так и россияне считают
систему образования своей родины самой лучшей и заметно опережающей
стран-конкурентов.
Западные обыватели полагают -
сегодня мы наблюдаем не расцвет российского образования, а закат всей России,
соответственно и её образования. Они подчёркивают - учёные степени, полученные
в Российских университетах, не признаются другими государствами. Их качество не
соответствует стандартам, принятым во всём мире. Образование в России
ориентируется не на создание чего-то нового, инновационного. Оно не создаёт не
только научных изобретений - российское образование не продуктивно в принципе.
Это не образование, а, как классифицирует его западные обыватели, просто
тренинг учащихся, а также процесс «промывания мозгов». («You are not educated, YOU ARE TRAINED.(Brainwashed)»). То есть его
репродуктивность, а не продуктивность, не креативность - ключевые проблемы
несостоятельности и неэффективности. Конгруэнтно потребностям времени,
российское образование должно быть иным, ориентированным на созидание. Сегодня
же оно просто копирует западные стандарты и транслирует их в рамках системы
обучающимся.
Образцовой системой
образования признаётся американская, существующая в США и во всём свободном
демократическом мире («free world»).
Не желая следовать этим канонам эффективности, Россия сегодня остаётся бедной и
неуспешной страной, а низкое качество образования в значительной степени этому
способствует. Жители же западных стран богаты и эффективны («And we Americans and Westerners are rich and productive. We have the education))), в том числе благодаря качественной системе образования -антипода
российской. Сам же российский президент прекрасно понимает неэффективность
российского образования, в силу чего вынужден инвестировать значительные
средства на заимствование западного опыта, на приобретение западных
специалистов самых различных профессий - только они способны спасти Россию,
полагают западные обыватели. Именно они эффективны, а в России таких
профессионалов просто нет. В этом, в частности, виновато российское
некачественное образование.
На форуме весьма часто звучат
мысли о том, что в рамках российской системы образования нередко происходит
фальсификация учебных материалов. В значительной мере это касается истории
государства. Например, криминальная, по мнению форумчан, роль Советского Союза
в мировой истории, трансформируется и приобретает позитивные черты в контексте
сравнения с другими государствами в аналогичный период времени - период
существования СССР. Важно скрыть преступления Советского Союза от подрастающего
поколения, дабы укрепить его гордость за Родину, уважение и любовь к ней. С
этой целью в учебниках истории СССР позиционируется иначе, чем ранее, и его
оценка становится всё более необъективной. В своих публичных выступлениях самые
видные политики государства высказываются в поддержку политики переосмысления
роли СССР в мировой истории. Этот процесс именуется западными обывателями
пропагандой, словом, однозначно имеющим негативную семантику. Россия в данном
случае - манипулятор.
Именно здесь находит неосторожное выражение ненависть
западных обывателей к России и страх укрепления государства: они боятся
становления чувства патриотизма в самых разных социальных группах России, для
чего и высказывают агрессивную критику таких начинаний. Сам же патриотизм они
именуют национализмом. Россия, по мнению западных обывателей, должна понести
наказание за свои действия, за свою политику геноцида и нацизма -именно такими
оказываются ключевые описательные характеристики бренда России западного
зарубежного информационного пространства, но в данном случае речь идёт только
об оценке российского образования, поэтому не будем уходить в сторону от его
характеристики.
Примечательно, что
одновременно с описанной политикой государства по ребрендингу СССР, происходит
и либеральная борьба самих россиян, представителей интеллигенции -
преподавателей учебных заведений, за объективизацию материалов учебных пособий
по истории. Они прикладывают значительные усилия для того, чтобы объяснить
своим ученикам и студентам правду о роли СССР в мировой истории, осудить его.
Такие действия позитивно оцениваются иностранцами, вероятно, по уже упомянутой
причине -жажде окончательной победы в информационной войне.
Отдельной периферийной темой выступает статистическая
составляющая, лишний раз обосновывающая негативные тенденции изменения качества
российского образования. Западные обыватели подчёркивают - в течение
значительного времени, нескольких десятилетий российские ВУЗы будут вынуждены
бороться за любых студентов, а не за самых лучших. Это связано с перспективой
демографической зимы в России, а также с плохим демографическим фоном в России
сегодня. Это повлияет и на качество образования, и на общий потенциал
государства в социально-экономическом отношении.
В рамках информационного
пространства западных англоязычных интернет-ресурсов Российская система
образования - неэффективна. Она не ориентирована на созидание, лишь на
репродуктивность наработок других государств. На настоящий момент образование в
России некачественно, а российские учебные заведения рискуют выпускать ещё
более некомпетентных дипломированных «специалистов». Учёные степени, полученные
в российских ВУЗах, не принимаются за рубежом. При этом важно понимать - оценка
качества российского образования отражает общее представление о России на
Западе. Вместе с тем, такое отношение к России - плод транснациональной
информационной войны, в которой Россия терпит однозначное поражение,
объективность же позиции западного обывателя вызывает серьёзные сомнения.
Однако, отчасти эти
представления находят подтверждение в оценках отечественного ученого
сообщества. Безусловно, в этом информационном поле устойчивы взгляды куда менее
негативного характера, чем свойственные западной общественности, но вместе с
тем и не расходящиеся с таковыми кардинально. В научном сообществе России
распространены мнения о недостаточной эффективности, актуальности и качестве
образования в России, причем как общего, так и высшего. Таким образом, в стране
в этой сфере де-факто набирает обороты системный кризис, уже очевидный даже на
Западе. Вместе с тем, важно понимать, что данная ситуация не является
безусловно негативной, ведь кризис зачастую действует как толчок к
интенсивному, взрывному развитию, предпосылки которого также выделяются в высказываниях ученых.
Так, наравне с
упоминаниями о проблемах современного российского
образования, встречаются оценки его как перспективной, развивающейся отрасли,
интенсифицирующей инновационное развитие во многих его формах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий