18 мая 2013 г.

Отношения российских ученых и западных обывателей к российскому образованию

     Образование в России - процесс давний и сложный, исконно неоднозначный и чрезвычайно важный, ведь система образования того или иного государства всегда лежит в основе формирования потенциала его развития, торговой, политической и военной значимости, а его восприятие накладывает отпечаток и на продуктивность работы этой системы. Таким образом, определение актуального статуса и роли образования в жизни государства в период его развития - а Россия, безусловно, находится именно на этом этапе - представляют немалый интерес. Здесь система образования развивалась на протяжении веков, порой под влиянием западных веяний, порой приводимая в движение внутригосударственными процессами. И всегда находились поводы для ее ожесточенной критики и убежденной апологетики как изнутри страны, так и извне в адрес различных ее составляющих.


Российская система образования глазами отечественных ученых
Сегодня отношение к системе образования в России можно охарактеризовать как сложное и неоднозначное. Это хорошо видно в суждениях особенно близких к предмету дискурса, глубоко погруженных в его жизнь людей - представителей отечественных научных кругов.
Комплексный анализ обсуждаемых ими тем дает представление о наиболее актуальных с их точки зрения проблемных полях исследуемой сферы, ее негативных и позитивных чертах.
В качестве одного из наиболее ярко выраженных тематических кластеров стоит упомянуть вопросы обеспечения безопасности детей и подростков в частности и общества в целом средствами образования. Без сомнения, эта проблема актуальна, если учитывать угрозы более сложные, чем вероятность простудиться - речь идет о высокой степени влияния на детей и подростков социальных болезней общества, таких как наркомания, алкоголизм, а также связанное с общим процессом акселерации, уменьшение среднего возраста начала половой жизни. Так в школьную программу включаются и развиваются с течением времени курсы валеологии, полового воспитания и ОБЖ, что помогает уменьшить риск заболеваемости и травматизма детей и в некоторой мере снижает их подверженность пагубным социальным явлениям. Однако в современном мире существует еще один фактор, влияющий на перспективы сохранения здоровья населения, - масс-медиа. Ни для кого не секрет, что на просторах интернета помимо косвенно деструктивной рекламы табачной и алкогольной продукции можно увидеть ложную, дезинформирующую пропаганду, да и просто опасный для психики контент. В нашей стране пока еще нет педагогических средств защиты детей и подростков от потенциально вредного воздействия СМИ, нет и действенных механизмов обеспечения безопасности детей в онлайн-пространстве.
Еще одной важной стороной проблематики образования, в первую очередь общего, является подбор учебно-методического материала. На сегодняшний день одним из краеугольных камней школьного образования является набор учебников, прошедших аккредитацию и изданных на бумаге. В контексте модернизации образования можно рассматривать только один путь их развития - переход на электронные носители. Уже существуют проекты работы с сетевыми школьными учебниками в компьютерных классах. Звучат предложения издавать цифровые учебники для работы с ними на электронных книгах. Все это создает зримую перспективу изменения принципов наполнения учебника, его адаптации к условиям современного мира. Эта мысль, безусловно, интересна, поскольку реализация подобной идеи приведет к увеличению продуктивности учебного процесса.
Другим важным фактором, отражающим характер взглядов на общее образование в России, стала проблема учебной интернет-среды. В первую очередь, исследователи рассматривают опыт Европы. Там в ногу со временем протекает виртуализация общего образования, созданы и успешно используются учебные электронные ресурсы самых разных типов и форм ­начиная со школьных медиатек и заканчивая общеевропейской образовательной сетью. При этом во взглядах на схожие процессы в России не наблюдается никакого оптимизма. Многие констатируют необходимость и будущую пользу от создания и использования Интернет-ресурсов для учеников и учителей, была даже разработана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.», однако о заметных успехах упоминаний крайне мало и они носят характер скорее исключения, чем правила.
Подчеркивается также, что одной из основных проблем сегодняшнего образования считается отставание хозяйственных и педагогических сфер работы каждого учебного заведения от возможных и необходимых сегодня показателей эффективности. Бытует мнение, что дороговизна и оторванность образования от реалий наших дней являются, в первую очередь, следствиями его недостаточной информатизации.
Еще одним тематическим кластером, важным и широко обсуждаемым в научных кругах, является роль ВУЗов в жизни государства и общества, а также пути их развития. Бесспорно их высокое значение и стратегическая важность как главного источника квалифицированных кадров а значит гаранта стабильности и перспектив государства. При этом наибольшую ценность имеют крупные ВУЗы с развитой технической базой, ведущие активную научно-исследовательскую деятельность. Стоит отметить, что в данном контексте представление о перспективах дальнейшего развития образования в России весьма оптимистично. Показательна точка зрения, в соответствии с которой эффективное и качественное образование, конечно, еще не доступно россиянам, но уже виднеется на горизонте. Констатируется важность мер, принимаемых для актуализации образовательных стандартов и учебных планов, особенно если принять во внимание корректировку их курсов в соответствии с государственной инновационной политикой последних лет.
      С вопросом о роли ВУЗов в обществе тесно связано место исследовательской  работы  в  их деятельности.  По  сути  своей  научные изыскания являются синтезом научных знаний, основным процессом инноватизации и показателем научно-технического прогресса. Поэтому исследования, их количество и качество, особенно важны для человечества в целом и для каждого государства в частности.
На сегодняшний день обсуждается идея активного задействования в исследовательском процессе учащихся российских ВУЗов. Подобная возможность является для них серьезным мотивирующим фактором -привлеченный к научной работе студент чувствует собственную значимость, получает возможность применить на практике знания и вырабатывает навыки, которые успешно сможет применять в будущей профессиональной деятельности. Очевидна и польза для исследования - большее количество участников исследования сокращает сроки его проведения и дает значительные возможности для сбора научных данных, их обработке и верификации результатов. Это увеличивает спрос на работу в сфере науки и образования, а значит, в перспективе - повышает его качество. Таким образом, практика вовлечения студентов в исследовательскую деятельность становится важным направлением развития и модернизации образования.
Кроме того, как отмечается отечественными учеными, сам процесс научно-исследовательской деятельности претерпевает сегодня существенные изменения. В наши дни появляется такой феномен, как виртуальное научно-исследовательское пространство. Это значит, что в работе самих деятелей науки Web-ресурсы стали играть значительную роль, выступая в разных случаях как источник исходных данных, предмет исследования, канал информационного обмена или дискуссионную площадку. Причем, высказывания по данному вопросу обнажают некоторое удивление специалистов такому развитию событий, а также говорит об их вторичности, догоняющем по отношению к западу характере.
Характерно, что в качестве отдельной тематики проявляется вопрос компетентности практикующих сегодня учителей и преподавателей вузов, их переподготовки, особенностям педагогического образования. Высказывания по данному вопросу сдержанны и толерантны, однако обозначают проблему недостаточной профессиональной пригодности многих представителей этих профессий, зависящей от грамотности представителей «старой школы» в области новых технологий и преподавательских навыков молодёжи.
И еще одним, последним в этом ряду, важным сегментом исследуемого информационного пространства является тема трудоустройства выпускников учебных заведений различного уровня. В этом отношении отечественное научное сообщество настроено весьма оптимистично. Распространено мнение, что выпускникам предоставляется помощь в трудоустройстве в достаточном объеме, а профориентационная работа, проводимая на местах, практически гарантирует нацеленность студентов на развитие в рамках избранных специальностей.

Российская система образования глазами западного обывателя
Характеристика российского образования оказалась достаточно негативной, хотя в ней и фигурируют некоторые позитивные составляющие. Стоит подчеркнуть, что данная скептическая и агрессивная оценка высказана главным образом жителями США, Канады и европейцами. Вместе с тем, важно понимать агрессивность самого типа ресурса - интернет форума. В значительной мере такая вербальная вседозволенность, возможность критиковать и оскорблять диктуется стереотипом о невозможности или трудности идентификации личности участника ресурса. Отсюда и вытекает некорректность и иногда нелегитимность высказываний участников того или иного интернет-форума. В частности, если речь заходит об оценке того или иного государства - диспуты форумчан обостряются в сильнейшей мере. Вместе с тем, как раз благодаря такой эмоциональности ресурса, становится более лёгким и процесс идентификации доминирующих коммуникативных оценочных посылов, интересующих исследователя.
Стоит сразу оговориться - западный обыватель, оценивая систему образования в России, оставляя комментарии на форуме в контексте данного сегмента информационного пространства, в первую очередь озабочен не самим качеством образования в России, не особенностями функционирования этой системы, а наиболее часто подчёркивает лингвистическую составляющую этого процесса. Он интересуется тем, каким статусом обладает и какую роль выполняет русский язык в системе образования соседних государств либо независимых республик, входящих в состав Российской Федерации. Примечательно, что в рамках данного тематического блока разговор уходит в сторону - обсуждается несколько периферийный вопрос. Это однозначно подтверждает ключевую важность проблемы русификации образования за пределами России. Для таких территорий, как например, Удмуртия, русский язык - это ключ к спасению. Русификация образования должна происходить. В противном случае регион рискует оказаться не у дел, ассимилировать, стать сырьевым придатком. Если политика русификации в Удмуртии или, например, в Татарстане, расценивается позитивно, то в отношении, например, Украины, западные обыватели придерживаются иного мнения: на настоящий момент Россия поступает некорректно, провоцируя русификацию на Украине, избегает украинизации учебных заведений России. Так, если на Украине существует около 3000 русскоязычных школ, то в России нет ни единой украиноязычной. Образовательная транснациональная политика государства должна базироваться на равенстве ценностей культур, а не на ассимилятивных интенциях.
Вместе с тем, всё же ключевой интерес представляет именно оценка функционирования российского образования. Стоит подчеркнуть, что хотя она весьма негативна, это не выделяет её из совокупности оценок иных систем российской действительности - западному обывателю свойственно подвергать оглушительной критике Россию, русский народ и культуру - это обыкновенные проявления транснациональной информационной войны. На настоящий момент Россия однозначно проигрывает это противоборство. Итак, в представлении западного обывателя система образования России одна из многочисленных контрастно с Западом деградирующих или окончательно деградировавших систем, наряду, например, с постоянно подчёркиваемыми участниками форума необыкновенно низким достатком россиян, некачественным медицинским обслуживанием, плохим жильём, нищетой, наркоугрозой и наркоманией. Некачественное образование в России - один из признаков нецивилизованности государства, а заявления россиян о высоком международном статусе России, ключевой роли в международной политике - лишь мечты. Примечательно, что сами россияне, участники обсуждений, постоянно подчёркивают высокое качество российского образования, иногда даже противопоставляя его низкому западному, проистекающему, в частности, из-за излишней формализованности системы. В данном отношении западные и российские обыватели не могут прийти к единому мнению - напротив, диспуты участников форума приходят в деструктивное, не толерантное и агрессивное русло. Как представители западных стран, так и россияне считают систему образования своей родины самой лучшей и заметно опережающей стран-конкурентов.
Западные обыватели полагают - сегодня мы наблюдаем не расцвет российского образования, а закат всей России, соответственно и её образования. Они подчёркивают - учёные степени, полученные в Российских университетах, не признаются другими государствами. Их качество не соответствует стандартам, принятым во всём мире. Образование в России ориентируется не на создание чего-то нового, инновационного. Оно не создаёт не только научных изобретений - российское образование не продуктивно в принципе. Это не образование, а, как классифицирует его западные обыватели, просто тренинг учащихся, а также процесс «промывания мозгов». («You are not educated, YOU ARE TRAINED.(Brainwashed)»). То есть его репродуктивность, а не продуктивность, не креативность - ключевые проблемы несостоятельности и неэффективности. Конгруэнтно потребностям времени, российское образование должно быть иным, ориентированным на созидание. Сегодня же оно просто копирует западные стандарты и транслирует их в рамках системы обучающимся.
Образцовой системой образования признаётся американская, существующая в США и во всём свободном демократическом мире («free world»). Не желая следовать этим канонам эффективности, Россия сегодня остаётся бедной и неуспешной страной, а низкое качество образования в значительной степени этому способствует. Жители же западных стран богаты и эффективны («And we Americans and Westerners are rich and productive. We have the education))), в том числе благодаря качественной системе образования -антипода российской. Сам же российский президент прекрасно понимает неэффективность российского образования, в силу чего вынужден инвестировать значительные средства на заимствование западного опыта, на приобретение западных специалистов самых различных профессий - только они способны спасти Россию, полагают западные обыватели. Именно они эффективны, а в России таких профессионалов просто нет. В этом, в частности, виновато российское некачественное образование.
На форуме весьма часто звучат мысли о том, что в рамках российской системы образования нередко происходит фальсификация учебных материалов. В значительной мере это касается истории государства. Например, криминальная, по мнению форумчан, роль Советского Союза в мировой истории, трансформируется и приобретает позитивные черты в контексте сравнения с другими государствами в аналогичный период времени - период существования СССР. Важно скрыть преступления Советского Союза от подрастающего поколения, дабы укрепить его гордость за Родину, уважение и любовь к ней. С этой целью в учебниках истории СССР позиционируется иначе, чем ранее, и его оценка становится всё более необъективной. В своих публичных выступлениях самые видные политики государства высказываются в поддержку политики переосмысления роли СССР в мировой истории. Этот процесс именуется западными обывателями пропагандой, словом, однозначно имеющим негативную семантику. Россия в данном случае - манипулятор.
Именно здесь находит неосторожное выражение ненависть западных обывателей к России и страх укрепления государства: они боятся становления чувства патриотизма в самых разных социальных группах России, для чего и высказывают агрессивную критику таких начинаний. Сам же патриотизм они именуют национализмом. Россия, по мнению западных обывателей, должна понести наказание за свои действия, за свою политику геноцида и нацизма -именно такими оказываются ключевые описательные характеристики бренда России западного зарубежного информационного пространства, но в данном случае речь идёт только об оценке российского образования, поэтому не будем уходить в сторону от его характеристики.
Примечательно, что одновременно с описанной политикой государства по ребрендингу СССР, происходит и либеральная борьба самих россиян, представителей интеллигенции - преподавателей учебных заведений, за объективизацию материалов учебных пособий по истории. Они прикладывают значительные усилия для того, чтобы объяснить своим ученикам и студентам правду о роли СССР в мировой истории, осудить его. Такие действия позитивно оцениваются иностранцами, вероятно, по уже упомянутой причине -жажде окончательной победы в информационной войне.
Отдельной периферийной темой выступает статистическая составляющая, лишний раз обосновывающая негативные тенденции изменения качества российского образования. Западные обыватели подчёркивают - в течение значительного времени, нескольких десятилетий российские ВУЗы будут вынуждены бороться за любых студентов, а не за самых лучших. Это связано с перспективой демографической зимы в России, а также с плохим демографическим фоном в России сегодня. Это повлияет и на качество образования, и на общий потенциал государства в социально-экономическом отношении.
В рамках информационного пространства западных англоязычных интернет-ресурсов Российская система образования - неэффективна. Она не ориентирована на созидание, лишь на репродуктивность наработок других государств. На настоящий момент образование в России некачественно, а российские учебные заведения рискуют выпускать ещё более некомпетентных дипломированных «специалистов». Учёные степени, полученные в российских ВУЗах, не принимаются за рубежом. При этом важно понимать - оценка качества российского образования отражает общее представление о России на Западе. Вместе с тем, такое отношение к России - плод транснациональной информационной войны, в которой Россия терпит однозначное поражение, объективность же позиции западного обывателя вызывает серьёзные сомнения.
Однако, отчасти эти представления находят подтверждение в оценках отечественного ученого сообщества. Безусловно, в этом информационном поле устойчивы взгляды куда менее негативного характера, чем свойственные западной общественности, но вместе с тем и не расходящиеся с таковыми кардинально. В научном сообществе России распространены мнения о недостаточной эффективности, актуальности и качестве образования в России, причем как общего, так и высшего. Таким образом, в стране в этой сфере де-факто набирает обороты системный кризис, уже очевидный даже на Западе. Вместе с тем, важно понимать, что данная ситуация не является безусловно негативной, ведь кризис зачастую действует как толчок к интенсивному, взрывному развитию, предпосылки которого также выделяются в высказываниях   ученых.   Так,   наравне   с   упоминаниями   о   проблемах современного российского образования, встречаются оценки его как перспективной, развивающейся отрасли, интенсифицирующей инновационное развитие во многих его формах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий