В данном посту
рассматривается условия адаптации молодежи в период обучения в вузе,
вскрываются предпосылки этого срыва, связанные с тем, что система образования
утрачивает функцию «социального лифта». Эта проблема характерна для высшего
образования в мировом масштабе. В отечественной практике данная ситуация
принимает специфический ракурс. Образование может стать дезадаптацией,
поскольку его итог часто не соответствует тенденциям социума, условиям и
требованиям рынка труда, детерминантам технологий и т.п. Причина такого положения
дел состоит в отсутствии учета индивидуальности абитуриента и студента, что и
обусловливает необходимость биоэтического измерения эффективности образования.
В начале пути к
получению диплома абитуриенту предъявляется название специальности, примерный
список предметов, сроки обучения, перечень необходимых регламентирующих процесс
обучения документов. Позднее, уже в процессе обучения, студент сталкивается с
тем, что для выполнения учебного плана ему необходимо выполнять задания,
которые входят в противоречие с его ценностными установками. Например, студент
физического факультета, выбравший специализацию по биофизике, может на третьем
или четвертом курсе узнать, что ему предстоит умерщвлять и препарировать
животных. То есть в вузовской практике отсутствует институт информированного
согласия, вошедший в медицинскую практику благодаря биоэтике. Кроме того,
известны случаи, когда вуз может в одностороннем порядке поменять
образовательный маршрут студента, внося коррективы в специальность, учебные планы,
сроки обучения. Сложившееся положение отражают данные статистики: только 45%
выпускников работают в полном соответствии с полученной специальностью, при том
что только 70% первокурсников станут выпускниками. В сложном комплексе причин
такой ситуации увеличивается доля влияния ориентации вузов на поддержание
собственного функционирования, а не на постоянно изменяющиеся запросы
молодежи, для удовлетворения которых необходимо специальное образование.
В парадигме
классического университета изначально ответственность за выбор своей
специализации возлагалась на студента, и процесс обучения ориентировался на
получение им образования, а не профессии. В «неклассические времена» эта
парадигма оборачивается тем, что более половины студентов не могут четко
сформулировать назначение своей будущей профессии. Можно сделать вывод, что
ответственный выбор студента во многом зависит от четкого и честного предъявления
вузом перспектив и планов образования. Такое предъявление можно считать
аналогом информированного согласия, требуемого биоэтикой.
Системаобразования
по значимости сопоставима с системой здравоохранения, в которой за последние
два десятилетия действенным и действующим стал институт биоэтики. Точкой
соприкосновения этих двух систем можно считать необходимость акцента на защите
индивидуальности. А поскольку биоэтика стала формой защиты индивидуальности, то
процедуры данного института могут быть применены и в практике образования.
Заметим, что только после того, как стали действовать правила и принципы
биоэтики: «не навреди», «делай благо», принцип справедливости и автономии
человека, принцип информированного согласия, - ответственность за принимаемое
решение была возложена на пациента. Делегирование ответственности
предполагает, что все методы лечения разъяснены, побочные эффекты каждого из
них перечислены, последствия возможных сценариев и их риски учтены, а все
разъяснения и перечисления предъявлены в удобопонятной пациенту форме. Выполнение
таких процедур потребовало понятных усилий от всех субъектов здравоохранения.
Теперь этот путь предстоит пройти системе образования. Между тем сегодня
невозможно привести пример вуза, где бы студенту сообщали, предлагая ту или
иную специальность, не только о ее положительных сторонах и преимуществах, но
и о «побочных эффектах» и «противопоказаниях ». Иными словами, пока вуз не
будет четко ориентироваться на определенный контингент своих учащихся, не будет
видеть в каждом студенте индивидуальность, имеющую право оставаться собой, до
тех пор мы будем наблюдать грустную статистику.
Социализация в общем виде понимается
как адаптация человека к сложившейся системе ценностей, стереотипам поведения и
структуре социальных отношений. Получив образование, человек должен быть способен
конкурировать в профессиональной сфере, иметь представление об алгоритмах
повседневных жизненных ситуаций, социальных отношениях, мироустройстве.
Обучение всему этому неразрывно связано с воспитанием, призванным «привить» основные
ценности культуры, морали и нравственности. Воспитание формирует принципы
отбора средств достижения целей в профессиональной деятельности будущего
специалиста. Однако если человек ошибся с будущей специальностью или методы
воспитания не соответствовали состоянию культуры, то результатом станет потребность
обучающегося в самостоятельном нахождении способов компенсации открывшихся ему
погрешностей образовательной системы. Как правило, эти люди выпадают из
социума, оказываются в стороне, из-за несостоявшейся адаптации происходит их
отрыв от референтной группы. Сегодня считается, что одной из характеристик
современной молодежи является утрата интереса практически ко всему, нежелание,
бездействие. Однако это не совсем так.
Появление в обществе молодежных маргинальных групп и
есть свидетельство срыва процесса адаптации, симптом нерешенных проблем в
образовательном пространстве и попытка их компенсации. Существует большое
разнообразие маргинальных сообществ. Автором специально исследованы их
«меченосные» представители. Меч - амбивалентный символ, выражающий защиту и
нападение, соответственно добро, справедливость, героизм и зло, войну,
агрессию. Это непростое, особенное оружие создает образ и связанные с ним
модели поведения благородного человека, имеющего право применять оружие.
Воспитание человека, имеющего данное право, всегда было направлено на ясное
осознание последствий своих действий, которое становилось средством самоограничения
его применения . Сегодня приверженцы образа «человека, имеющего право носить
меч», стихийно самоорганизуются в группы, клубы, сообщества (как виртуальные,
так и реальные). Группы достаточно закрыты, их среднестатистические участники
- это молодежь от старших классов до выпускников университетов, посвящающая
значительное количество времени, моральных сил и материальных ресурсов
реконструкции истории, исторических событий, отдельных культурных эпох либо
воссозданию миров, описанных в литературных произведениях. Это яркие движения,
участие в которых дает человеку шанс не просто «уйти» от повседневности, но и
«вернуться» в нее, получив опыт прошлых эпох. Данные субкультуры часто могут создавать
свои собственные миры, которые существуют в виртуальном или вполне реальном
пространстве. Этот отрыв от реальности может быть вполне гармоничным, когда
человек относится к своим перевоплощениям, пробам другой реальности и
«путешествиям » как к интересному опыту, чему-то новому, игре. Однако уход в
другой мир может быть и резким, когда человек часто «заигрывается» и уже не
стремится вернуться к действительности.
Проведены социологические
исследования в этой среде, которые выявили, что исследуемые неформальные сообщества
ролевиков, реконструкторов, артфехта движимы целью дегустации культурных
ценностей и объединены привязанностью к символике меча. Откуда берется феномен
дегустации? В социокультурном действии происходит диверсификация ценностей,
что влечет за собой последовательные аксиологические диверсификации в
различных сферах, в том числе и в образовании. Дегустация является способом
выбора своего стиля поведения путем перебора возможных сценариев жизни через
апробирование жизненного опыта. То есть человек на практике пытается понять
близкие для себя модели социокультурных ценариев. Символика меча становится притягательной
для молодых людей, испытывающих в условиях множественной культурной
действительности затруднения в выборе модели поведения и способов социальной
адаптации. Исследования маргинальных сообществ и феномена дегустации позволили
вскрыть два эффекта, обеспеченных современным состоянием культуры: эффект
адаптации, приспособления к окружающей действительности и эффект компенсации,
неприятия этой действительности и замещения ее своим миром. Оба эффекта
установлены на основе концептуальной модели И.В. Мелик-Гайказян. Модель,
созданная в рамках информационно-синергетического подхода, устанавливает
корреспонденцию между формами культуры и ее системными функциями. Исследуя
модель можно увидеть, что формы культуры возникают в результате действия
конкретных системных функций: идеология; «новояз », кодирующий новизну предлагаемой идеологии оциальные сценарии, открывающиеся
в создаваемой среде идеологии ; «переворотв символизме», фиксирующий изменения
в иерархии социальных сценариев и новые операторы реальности; модели
поведения, формирование которых было изначальной целью идеологии. Следует
отметить, что в раскрываемой моделью последовательности есть ответвление, а
именно «новояз». Он может как иметь продолжение в разработке и реализации
вариантов социального действия, так и предопределять форму социальных мифов,
становящихся заменой «ненаследственной памяти культуры». Перечисленные формы в
их семиотическом выражении составляют фрагменты социокультурной
действительности, воспринимаемые человеком. В графике модели траектории этого
восприятия совпадают с траекториями системных функций культуры (нормативной,
вербальной, прогностической, критической, адаптивной и компенсаторной). Траектории
этих функций могут быть разнонаправленными. В этом суть амбивалентности
символики, поскольку каждая семиотическая форма передает единственное
значение, а в рамках всего многообразия символики воспринимается как способ
воссоздания социального мифа. Социальный миф конструирует желаемое пространство
жизни в действительности настоящего. Модель поведения, в свою очередь,
воплощает различные идеологии, социальные сценарии, интерпретации символов,
которые реализуются в конкретном способе адаптации к действительности.
Сосуществование
разных нормативных систем и разветвленность жизненных сценариев часто
затрудняют выбор человеком способа адаптации, что в условиях дифференциации
социальных ролей обусловливает эффект дегустации разных моделей поведения.
Подчеркнем, что дегустация не предполагает насыщения всей жизни определенными
ценностями, но дает возможность временного приобщения к этим ценностям,
требуя погружения в конкретную аксиологическую и поведенческую среду.
Повторяющиеся,
наслаивающиеся попытки конструирования реальности «для себя» отдаляют человека
от актуальной действительности, а последовательное выстраивание семиотических
форм формирует некую структурность виртуального мира и символы принадлежности
к иерархическим уровням этой структурности. Следствием разрыва реального и
виртуального является поиск данными сообществами легитимного признания своих
идейных истоков и желание инициировать свою принадлежность к конструируемому
миру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий