6 мая 2013 г.

Наука: проблемы и перспективы


Вопросы модернизации и реформирования образования невозможно решать вне связи науки и образования. Проведение в высших учебных заведениях научных исследований обеспечивает гарантии и условия подготовки высококвалифицированных специалистов. Наука высшей школы является мощным инновационным ресурсом развития всей системы образования.

Вузовская наука сталкивается со многими проблемами, прежде всего с нехваткой финансирования и старением научно-педагогических кадров. Некоторые проблемы, связанные с развитием науки в высшей школе, требуют законодательного решения. Так, новый Бюджетный кодекс запрещает финансировать вузовские НИИ через вуз. Высшие учебные заведения сегодня не имеют статуса научных организаций. В новом законодательстве определено, что вузы и институты относятся к категории “образовательные учреждения”, а не к категории “научные организации”. Согласно новому закону, образовательные организации не имеют права на получение лицензии на определенный вид научной деятельности. Например, они не вправе работать с оборонными отраслями промышленности, де-юре не должны участвовать в разных конкурсах. Это способствует тому, что НИИ, которые раньше входили в состав вуза и составляли с ним единый комплекс, чтобы стать научными организациями, начинают выходить из состава alma mater, становятся самостоятельными юридическими лицами, что ведет к разрушению исторически сложившихся научно-образовательных комплексов.

Одна из наиболее острых проблем высшей школы – процесс неуклонного старения научно-педагогических кадров. За десять лет, прошедших с начала реформ, средний возраст работающих в научно-образовательной сфере кандидатов наук увеличился с 44 до 51 года, а докторов наук – с 54 до 62 лет.

Сокращение государственных расходов на науку и образование и отсутствие детально продуманной программы конструктивного реформирования отбросило их на уровень нищенского существования. В результате возникла “утечка умов” – эмиграция части активно и, как правило, наиболее плодотворно работающих ученых, знания и способности которых во многом перестали быть востребованными в России.

Однако процесс эмиграции все же не повлиял критическим образом на общий потенциал отечественной науки. Более губительными и опасными по своему действию стали другие факторы, в первую очередь значительное снижение интереса молодежи к профессиональным занятиям научной работой и преподавательской деятельностью. Работа в области науки и образования не только потеряла былую престижность, но и перестала служить источником приемлемого материального обеспечения даже при весьма скромных запросах.

Как следствие, резко сократился приток в эту сферу молодых специалистов, и возникла реальная опасность нарушения преемственности научных поколений, безвозвратной утраты многих отечественных научных школ и высококвалифицированных научно-педагогических коллективов.

Хотя в последнее время образованию уделяется заметное внимание и, соответственно, увеличивается его финансирование, доля средств на научные исследования в вузах непрерывно уменьшается. В то же время хорошо известна неразрывная связь между подготовкой специалистов высшей квалификации и наукой. Только преподаватель, сам активно ведущий научные исследования, может воспитать высококлассного специалиста, развить в нем внутреннюю потребность творчески осмысливать возникающие задачи, искать и находить нестандартные подходы к их решению.

Сегодня ситуация такова, что во многом лишь благодаря огромному потенциалу высшей школы, имевшемуся к началу реформ, российские вузы пока еще в состоянии обеспечить качественную подготовку специалистов. Однако потенциал этот расходуется гораздо быстрее, чем пополняется, особенно в естественных и технических науках.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что одновременно со значительным увеличением числа аспирантов и соответствующим ростом расходов на их обучение отечественные наука и образование крайне слабо пополняются молодыми кадрами высшей квалификации. Как свидетельствуют результаты социологических опросов, значительная часть аспирантов вообще не ставит себе цели подготовиться к профессиональной научной либо преподавательской деятельности, рассматривая пребывание в аспирантуре лишь как удобный способ избежать призыва на военную службу. Выпускники аспирантуры, которые защищают кандидатские диссертации, зачастую либо уезжают за границу, где продолжают занятия наукой, либо уходят в другие сферы профессиональной деятельности, в которых имеются более благоприятные материальные условия, чем в отечественных науке и образовании.

Таким образом, если вести речь о привлечении молодежи в науку, то следует выделить два наиболее важных направления – активизацию научно-исследовательской работы студентов и аспирантов и оказание необходимой поддержки молодым ученым и преподавателям вузов.

Среди предлагаемых подходов к решению этих проблем заслуживает внимания опыт Санкт-Петербурга по осуществлению Программы поддержки научного творчества молодежи, ставшей примером заинтересованного и эффективного сотрудничества региональных и федеральных органов власти в целях сохранения и развития российского научно-образовательного потенциала. Основное мероприятие Программы – ежегодный конкурс грантов для студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук, впервые проведенный в 1994 г. администрацией Санкт-Петербурга совместно с Госкомвузом России.

За время действия Программы в конкурсе участвовали 12 529 молодых исследователей, его победителями стали 5267 человек (2268 студентов, 2499 аспирантов и соискателей и 500 молодых кандидатов наук). Более 800 победителей получали гранты неоднократно, многие из них, удачно проявившие себя еще будучи студентами, впоследствии становились обладателями грантов для аспирантов и молодых кандидатов наук.

С 2000 г. в рамках реализации региональной политики Министерства образования РФ сфера действия санкт-петербургского конкурса для молодых исследователей успешно расширяется на весь северо-запад России. Нам представляется, что такие конкурсы должны носить именно региональный, а не общероссийский характер. Причин этому несколько. Во-первых, собрать около двух десятков тысяч заявок со всей России, провести их экспертизу и предоставить около десяти тысяч грантов с последующим анализом отчетов организационно достаточно сложно. Во-вторых, и это главное, при проведении регионального конкурса успешно решается вопрос привлечения средств местного бюджета – санкт-петербургский конкурс в настоящее время финансируется примерно на паритетных началах как из федерального, так и из городского бюджета, и только это позволяет обеспечить более или менее приемлемые размеры грантов и их количество. Привлечение средств местного бюджета позволяет также обеспечивать поддержку молодых исследователей не только из вузов системы Министерства образования, но и из отраслевых вузов и академических организаций; при организации конкурса только Министерством образования это стало бы невозможным, и был бы нарушен принцип социальной справедливости.

При сложившейся практике размеры грантов для студентов и аспирантов ориентированы на размеры соответствующей стипендии, а для молодых кандидатов наук ежемесячные грантовые выплаты составляют примерно половину тарифной ставки старшего научного сотрудника. При этом, как показывает опыт, для студентов и аспирантов такое вознаграждение оказывается вполне весомым материальным стимулом. Да и сам факт победы в конкурсе, подтвержденный дипломом, в значительной степени способствует повышению их научной репутации.

Однако для молодого кандидата наук – по сути дела, уже сформировавшегося специалиста в своей научной области – такой грант служит исключительно моральным поощрением и ни в коей мере не может рассматриваться в качестве достаточного финансового обеспечения его работы. В то же время общепризнано, что молодые кандидаты наук – это именно та категория ученых, состояние которой наиболее существенно влияет на воспроизводство, развитие кадрового потенциала науки и на обеспечение преемственности научных поколений. Кроме того, кандидаты наук, как правило, становятся ядром исследовательских групп, работающих над крупными исследовательскими проектами.

Таким образом, необходимость максимальной поддержки перспективных молодых кандидатов наук и создания условий для их активной научной работы и профессионального роста в России стала совершенно очевидной. В то же время поддержка этой категории молодых исследователей должна осуществляться на несколько иных условиях, нежели поддержка студентов и аспирантов. Если работа со студентами и аспирантами является важнейшим элементом социальной молодежной политики, за которую изрядную долю ответственности несут регионы, то состоявшиеся ученые всегда рассматривались как общегосударственное достояние. Кроме того, обеспечение высокого уровня фундаментальных научных исследований, прежде всего в области естественных и технических наук, непосредственно определяющих конкурентоспособность промышленности и национальную безопасность, должно быть одной из главных задач центральной власти.

Одним из шагов, предпринятых министерством в этом направлении, стало решение об организации для молодых кандидатов наук общероссийского конкурса грантов на проведение научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высшей школы (аналог системы стажировок для PostDoc в западных странах). Условиями такого конкурса предусмотрена поддержка не только молодых ученых, но и ведущих научно-педагогических коллективов. Это создает хорошую основу для сотрудничества с регионами, обладающими высоким научно-образовательным потенциалом и заинтересованными в его сохранении и развитии.

Примером такого федерально-регионального и межведомственного сотрудничества, продолжающего многолетнюю добрую традицию плодотворного взаимодействия в поддержке научной молодежи, будет участие администрации Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра РАН в финансировании данного конкурса. Благодаря этому молодые исследователи из академических институтов и отраслевых вузов Санкт-Петербурга вместе со своими коллегами из вузов системы Министерства образования смогут участвовать в первом общероссийском конкурсе для молодых кандидатов наук, который был объявлен Министерством образования в феврале 2002 г. Основной целью конкурса является предоставление молодым ученым дополнительных возможностей для проведения научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах вузов. Конкурс также решает задачу дополнительной поддержки ведущих научно-педагогических коллективов и эффективного использования их потенциала для подготовки науч­ных и научно-педагогических кадров.

Одним из факторов, вынуждающих молодежь уходить из науки, является нерешенность жилищной проблемы. В Министерстве образования РФ создана программа “Ипотека” для молодых ученых, работающих в науке и образовании, которую целесообразно было бы финансировать отдельной строкой.

2002 год во многом определяет перспективы развития науки высшей школы. В этом году заканчиваются многие научно-технические программы Министерства образования РФ, в вузах завершается выполнение пятилетнего Тематического плана НИР по заданиям Министерства образования. Кроме того, в 2002 г. в вузах начинается выполнение научных исследований и разработок по программе “Университеты России” на 2002–2003 гг., Федеральной целевой программе “Интеграция науки и высшего образования России на 2002–2006 гг.” и ряду других федеральных целевых программ.

В 2000–2001 гг. Министерство образования РФ подписало с рядом министерств и ведомств более 30 договоров о сотрудничестве. В результате имеется правовая основа для привлечения средств с целью формирования межотраслевой организации и выполнения вузовских НИР и НИОКР в интересах промышленности при создании высокотехнологичных производств.

Министерство образования уделяет большое внимание инновационным процессам, их роли в реализации прорывных технологий и создании конкурентоспособной наукоемкой продукции. Осуществляется подготовка специалистов в этой области, в частности менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. Их выпуск в недалеком будущем достигнет 4 тыс. человек в год. Успешно работает созданный в системе Министерства образования Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы. Заработанные в нем средства перечисляются на развитие научных исследований вузов.

Управления Министерства образования РФ (управление планирования и финансирования научных исследований, управление научно-инновационной деятельности, управление информационных технологий в образовании) в настоящее время ведут активную работу по разработке новых принципов и положений организации и планирования вузовских НИР.

Выполнение научно-технических программ Министерства образования РФ, федеральных целевых программ, в которых координатором выступает Министерство образования, и в дальнейшем будет проводиться на конкурсной основе. Будет внедрена двухэтапная система конкурсного отбора проектов. На первом этапе каждый участник конкурса (вуз) представляет концепцию развития научных исследований в целом по вузу. На втором этапе на конкурс представляются конкретные проекты.

Осенью 2002 г. вузы получат новую концепцию и порядок организации тематических планов. В частности, финансирование планов будет слагаться из трех частей: постоянная часть тематического плана; конкурсная часть тематического плана (первым примером этого является конкурс на финансирование приобретения уникального научного оборудования, который закончился 15 апреля 2002 г.); третья часть финансирования будет связана с поддержкой командировок и пр.

Укреплению вузовской науки способствует интеграция ее с академической. С 1996 г. этот процесс поддерживается ФЦП “Интеграция”. К сожалению, ее финансирование в 2002 г. значительно снизилось. Надо стремиться восстановить его объем, а саму программу настроить на задачи, поставленные в “Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г.”.

На 2003 г. планируется активное сотрудничество с Российской академией наук в части поддержки и развития базовых кафедр университетов, созданных в институтах РАН. Соглашение, подписанное не так давно между Министерством образования РФ и Российской академией наук, предусматривает, с одной стороны, сотрудничество на уровне подготовки научных кадров для РАН, с другой – использование материальной и приборной базы академии для нужд высшей школы.

Большое значение придается развитию научно-исследовательской работы студентов (НИРС), на основе которой строится эффективная работа аспирантуры.

Будет осуществляться линия на дальнейшее развитие системы грантов. В целом на федеральном уровне идет разработка программы “федеральных грантов” (гранты для аспирантов и докторантов и др.).

В 2002 г. отмечается десятилетие системы грантов на научные исследования в российской высшей школе. В 1991 г. руководство Санкт-Петербургского государственного университета стало инициатором проведения экспериментального конкурса грантов по узкому спектру естественных дисциплин. Это был первый в стране опыт финансирования научных проектов на конкурсной основе (Российский фонд фундаментальных исследований появился позже).

Эта система грантов задумывалась для максимально честной, независимой оценки качества исследований в высшей школе. Менее чем через год после первого были объявлены второй конкурс грантов, охвативший уже практически все естественные и точные науки, а также конкурсы в области гуманитарных наук и по ряду отраслей технических наук. Поэтому именно 1992-й считается годом рождения полномасштабной вузовской системы грантов. Она стала столь популярной, что в какой-то момент начала “расползаться” организационно, географически и тематически. Пришлось провести централизацию, сократив число конкурсов по отдельным научным отраслям с 24 до 3 – по гуманитарным, естественным и техническим наукам. Это не отразилось на демократичности отбора: вузов, задействованных в экспертизе проектов, стало даже больше. В конкурсах, например, 2000 г. приняло участие около 7000 ученых из 110 городов, было предоставлено 1700 грантов, их средний объем составил 55 тыс. рублей.

Важными элементами системы стали региональные гранты, предоставляемые с целью содействия воспитанию научной смены. С 1994 г., как уже отмечалось выше, в Санкт-Петербурге при поддержке городских властей проводится конкурс поощрительных грантов для молодых исследователей. Сфера действия конкурса впоследствии расширилась на весь северо-запад России. Многие его победители в дальнейшем проявили себя и во “взрослых” конкурсах. Этот опыт перенимают в других регионах, в частности в Челябинской области, в Краснодарском крае.


В ближайшие годы усилия научно-педагогического сообщества должны быть направлены на выполнение задач, вытекающих из “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.”, “Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу” и “Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001–2005 гг.”. Должна быть продолжена работа по созданию отраслевой системы приоритетов научных исследований, исходя прежде всего из задач подготовки кадров для отраслей экономики и социальной сферы, а также с учетом приоритетных направлений науки и техники и перечня критических технологий федерального уровня. Следует разработать систему мер по повышению эффективности аспирантуры и докторантуры, по увеличению эффективности исследований, выполняемых в рамках тематических планов вузов. Необходимо усилить инновационную активность ученых высшей школы, обеспечить переход к выполнению крупных корпоративных инновационных проектов, развитие многоканального финансирования научно-инновационной деятельности, а также совершенствовать систему долевого финансирования межотраслевых и межрегиональных проектов и программ.


2002 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий