Неуклонно растущий масштаб задач, которые ставятся
государством в научно-образовательной и инновационно-технологической области,
заставляет периодически вспоминать о кадровом обеспечении этих областей, причем
не только со стороны менеджмента. В 2006 году начато формирование сети
федеральных университетов, а с 2008 года — национальных исследовательских
университетов.
На межведомственной коллегии, посвященной итогам работы
Министерства образования и науки за 2010 год, шла речь о национальных
исследовательских университетах (НИУ). Вице-премьер Сергей Иванов, «...упомянув
о том, что идет уже третий год существования национальных исследовательских
университетов, подчеркнул, что пора подводить промежуточный итог их работы.
Причем не забыть спросить мнение бизнеса об этом: получает ли он от этих вузов
кадры, подготовленные надлежащим образом?». Пока что никто официально не
озаботился подведением итогов кампании по созданию федеральных университетов
(ФУ); возможно, это обусловлено тем, что статус НИУ присваивался как бы в
результате открытого конкурса (за исключением двух пионеров данного движения),
а мотивы присуждения статуса ФУ были полностью скрыты от общественности. Тем не
менее в ряде публикаций делалась попытка проанализировать промежуточные
итоги работы как НИУ, так и ФУ не только с точки зрения выполнения формальных
«показателей», но и с позиций, приближенных к здравому смыслу. Однако
полноценный анализ в настоящее время представляется практически невозможным.
Самым главным индикатором качества работы вуза является успешность его
выпускников в работе по полученной специальности, но такие систематические
данные по российским вузам автору неизвестны. Общепризнанным показателем
научного потенциала организации является также публикационная активность ее
сотрудников. Однако отслеживание публикаций авторов с российской аффилиацией
наталкивается на множество технических трудностей, вызванных, в частности,
перманентным переименованием их места работы. Недаром единственный ресурс,
дающий более или менее адекватную картину публикационной активности российских
ученых для своего поддержания требует очень существенной «ручной» работы.
Но существует еще один критерий состояния
научной отрасли в вузе — получение грантов на научные исследования
сотрудниками вуза. Этот критерий, хотя и имеет достаточно сильную корреляцию с
показателем публикационной активности, во многом дополняет последний.
Публикационная активность конкретного ученого зависит не только от его научного
потенциала, но и от конкретной научной области, этических качеств и степени
перфекционизма авторов публикаций, неформальных порядков, сложившихся в
коллективе, и т. д. Как правило, невозможно одновременное получение нескольких
грантов одного фонда даже самым выдающимся и плодовитым ученым. Поэтому число
грантов, полученных сотрудниками вуза, можно рассматривать как индикатор
количества научно-педагогических работников, имеющих достаточно высокую
научную квалификацию, то есть характеристику ключевой составляющей научного
потенциала вуза.
При этом из рассмотрения полностью исключаются
академические и отраслевые организации. Мы не будем рассматривать также
Санкт-Петербургский академический университет — Научно-образовательный центр
нанотехнологий РАН, имеющий статус национального исследовательского
университета, который создан совсем недавно и не является вузом в полном смысле
этого слова, так как имеет только магистратуру и аспирантуру.
1. Оба способа ранжирования вузов дают очень
схожие результаты, причем эти результаты довольно хорошо совпадают с
неформальной научной репутацией вузов.
2. Два вуза с особым статусом, МГУ и СПбГУ, по
количеству грантов находятся вне конкуренции, что соответствует их научному
потенциалу.
3. 18 вузов из 29 национальных исследовательских
и 7 федеральных университетов относятся, хотя бы по одной из наших
классификаций, к первой лиге. Это преимущественно вузы, входящие в топ-лист
российской высшей школы, и присвоение им высокого статуса выглядит абсолютно
логичным. Вместе с тем вызывает вопросы отсутствие статуса исследовательского
или федерального университета у таких традиционно сильных вузов, как Уральский
и Воронежский государственные университеты, тем более что научный потенциал
этих вузов, по крайней мере в некоторых областях, высоко оценен международным
научным сообществом.
4. Вузы второй и третьей лиги, получившие статус
национального исследовательского университета, по преимуществу считаются
весьма сильными, но в достаточно узкой области. Ряд вузов, таких как
Белгородский государственный университет, очень активно развиваются в последнее
время. Создание Дальневосточного и СевероВосточного федеральных университетов,
очевидно, продиктовано необходимостью поддержки вузов, наиболее сильных в
данных регионах. В целом, присвоение статуса НИУ или ФУ вузам, находящимся во
второй-третьей лиге, представляется также более или менее осмысленным, но при
этом логично было бы увязывать объем финансирования программ развития вузов с
масштабом решаемых ими задач. Однако сведения о такой увязке на официальном
сайте Минобрнауки отсутствуют; более того, опубликованные там программы
развития МИФИ и МИСИС имеют абсолютно одинаковое финансирование.
5. Наконец, необъяснимым с точки зрения грантовой
истории является присвоение статуса федерального университета Архангельскому
государственному техническому университету и статуса национального
исследовательского университета — Высшей
школе экономики. Возможно, низкое место ГУ-ВШЭ отчасти
объясняется неучетом грантов РГНФ, который публикует на своем сайте информацию
о гранто-получателях в виде, непригодном для автоматизированной обработки. Но,
по данным самой же ГУ-ВШЭ, среди гранто-получателей РГНФ этот вуз также далеко
не лидер. Подчеркнем, что наделение АГТУ и ГУ-ВШЭ высоким статусом может
объясняться многими причинами, не имеющими прямого отношения к их грантовой
истории и вообще к научному потенциалу — например, заботой о развитии
Арктического региона или выдающимся вкладом ГУ-ВШЭ в развитие и процветание
экономики России.
В целом можно считать, что дополнительная поддержка
ведущих вузов, даже несмотря на некоторые издержки и странности, является
благим делом. А детальный анализ этих странностей является явным превышением
точности из-за огромных финансовых вливаний государства в другие более
амбициозные «инновационные» проекты. При этом результативность и амбициозность
имеют четко выраженную отрицательную корреляцию, но эта тема заслуживает
отдельного исследования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий