В последние годы руководство страны и общественность принимают
решительные меры по оздоровлению российского образования, которое серьезно
«захворало» в начале девяностых годов, в так называемый переходный период. В те
годы бурных реформ и преобразований про образование как-то забыли и пустили его
на самотек по коммерческим рельсам. В итоге экономика страны не может найти
нужных специалистов, а масса дипломированных выпускников коммерческих
институтов не могут найти высокооплачиваемую работу.
Стране нужны инженеры, педагоги, врачи, но вузы с экзотическими названиями упорно штампуют банкиров, журналистов, менеджеров и других гуманитарных специалистов престижных специальностей, на которых уже нет спроса. Более того, нередки случаи, когда специалисты оказываются с фальшивыми дипломами и аттестатами, купленными за деньги. Эти факты - тоже издержки коммерциализации образования, когда важен был не профессионализм специалиста, а «корочка» об образовании. Сегодня в этой сфере наблюдаются качественные изменения в лучшую сторону, усиливается контроль со стороны общественности, увеличиваются размеры финансирования. В последние шесть-семь лет инвестиции в систему образования выросли с 800 млрд. рублей до двух с лишним триллионов. Меняется и структура образовательных учреждений, принимаются новые действенные законы, направленные на кардинальное повышение качества российского образования, соизмеримого с потребностями общества.
Все большее значение приобретает форма парламентского
контроля над качеством образования, в том числе деление вузов на эффективные и
неэффективные. Законодатели, кроме того, предложили ввести ежегодный отчет или
доклад Правительства о реализации государственной образовательной политики.
Это позволит сделать образование по-настоящему качественным, современным и
конкурентоспособным. В этом заинтересованы все ветви власти. Этим задачам,
пожалуй, будет отвечать новый закон об образовании, над которым всю осеннюю
сессию работал парламент. Один из действенных инструментов, предусмотренных в
новом законе, направленном на повышение качества образования - это контроль
над подготовкой учащихся в вузах. Он способен оптимизировать нормы, регулирующие
вопросы лицензирования и государственной аккредитации, контроля и надзора в
сфере образования. Среди предложенных мер по усилению контроля в
образовательном процессе уместно назвать ряд законодательных поправок, недавно
принятых депутатами Госдумы, устанавливающих ответственность для студентов,
предоставивших при поступлении в вуз подложные документы.
По словам первого заместителя председателя комитета
Госдумы по образованию Владимира Бурматова, нередкими бывают случаи, когда
абитуриент, поступая в высшее учебное заведение, сообщает информацию, не
соответствующую действительности. Это касается данных о результатах ЕГЭ,
документов, дающих право на льготы при поступлении. В действующем
законодательстве не предусмотрена ответственность для студента, который уже
зачислен в вуз по подложным документам, если нарушение порядка приема выявлено
уже после его зачисления. Рассматриваемый проект закона даёт возможность
отчислять такого студента из образовательного учреждения в случае выявления
нарушений. Причем на образовавшееся вакантное место может быть переведен
студент, который обучается в этом же вузе, но на платной основе, - подчеркнул
В. Бурматов, комментируя автору данной статьи свое видение решения проблемы
качества отечественного образования.
И все же
эксперты большие надежды возлагают на действенную роль в повышении качества образования нового закона «Об образовании в Российской Федерации», над
которым депутаты Госдумы работали всю осеннюю сессию 2012 года. Этот закон
необходим, этого требует и отрасль, и реалии сегодняшнего дня. Развивать
систему образования по закону, который был принят 20 лет назад, в 1992 году, и
действует до сегодняшнего дня, невозможно. Образование для этого - слишком
динамично развивающаяся сфера. Во главу угла при принятии закона был поставлен
человек, его интересы, защита и обеспечение этих интересов. В целом же закон
должен решить накопившиеся проблемы в образовании и модернизировать его в
соответствии с требованием времени. Нет нужды повторять, сколько споров и
дискуссий было посвящено новому закону. Сегодня этот законодательный документ,
имеющий юридическую силу, должен дать ответ на вопрос о том, чем наши вузы хуже
оксфордских?
Многие эксперты называют его долгожданным лекарством, которое должно
излечить наше образование от хронической хвори. Несколько слов о самом
нормативе. Новый закон в три раза больше предыдущего, насчитывает более
четырехсот страниц. В отличие от прежнего закона двадцатилетней давности он
хорошо структурирован и систематизирован. Четко обозначен и упрощен для восприятия
понятийный аппарат, который позволит работать с ним преподавателям, учителям,
студентам и даже школьникам. Упразднены статьи и нормы, которые себя изжили,
введены новые, отвечающие задачам нашего времени. Вместе с тем новый закон «Об
образовании» сохраняет преемственность в части соблюдения демократических
свобод, которые были записаны в законе 1992 года. Это конституционное право
всех граждан в возрасте до 18 лет получить бесплатное общее полное
образование. Также граждане России имеют право на получение основного общего
образования на родном языке и могут выбрать язык обучения в пределах
возможностей, предоставляемых системой образования. В пункте 6 ст. 6 четко
прописано, что в Российской Федерации гражданам гарантируется образование на
русском языке, государственном языке нашей страны. Но при этом закон дает
право нашим гражданам всех национальностей, компактно проживающим в нашей
стране, на получение дошкольного образования на родном национальном языке. То
есть народы разных национальностей, проживающие на территории субъекта
Федерации, имеют право учить своих детей в начальных классах на своем языке.
При этом особый упор делается на тезис: «Качественное образование - основа
развития инновационной экономики». Именно на развитие инновационной экономики
сегодня нацелено наше образование, и это направление четко отражено в новом
законе «Об образовании» При этом особый акцент делается на поддержку и
модернизацию среднего профессионального образования, которое как раз и должно
готовить квалифицированных всесторонне грамотных рабочих, в которых так остро
нуждается инновационная экономика. В новом законе возможности профессионального
образования значительно расширены по сравнению с законом 1992 года. Эти
возможности базируются на основе советского закона об образовании 1974 года,
когда подготовке квалифицированных рабочих кадров в средне-профессиональных
училищах относились с должной ответственностью. И сегодня новый закон
возвращает нас к этой системе, которая позволит готовить в техникумах,
колледжах, лицеях квалифицированных рабочих, умеющих работать не только
молотком, но и компьютером, специалистов среднего звена, разбирающихся в
сложнейших электронных схемах. Особо надо отметить инновационную
направленность закона на раскрытие кадрового потенциала страны.
- Не секрет, что экономика
государства зависит от квалификации специалистов, ее создающих, от того,
насколько успешно они смогут перевести ее на инновационные рельсы. И потому
важно осознать, что инновационным должно быть все. Экономика, культура,
образование, медицина, человеческие взаимоотношения... Все должно быть
построено и направлено на избавление от сырьевой зависимости и на переход на
новый качественный рубеж, ориентированный на создание конечного продукта в
любой отрасли хозяйственной и социальной деятельности, который способен
конкурировать на мировом рынке. И во многом решение этой задачи зависит от качественной
подготовки кадров в высшем и среднем звене образования, - сообщил председатель
комитета Госдумы по образованию, доктор экономических наук Александр Дегтярев,
комментируя данный законопроект.
Может ли найти достойную
работу за рубежом специалист с дипломом российского вуза, или почему нас там не
ценят?
Нет сомнения, что решительные меры по оздоровлению
российского образования приведут к положительным результатам. В стране немало
достойных вузов, а вот рейтинги их в мировом масштабе почему-то крайне низки.
Как отметил недавно наш премьер Дмитрий Медведев, пока что «международные
рейтинги не в нашу пользу». Чем российские университеты хуже гарвардских и
оксфордских? - этот вопрос давно волнует нашу общественность. Возможно, это во
многом связано с тем, что российские вузы не могут подать себя с максимальной
выгодой. И это действительно так. Показать товар лицом на международной ярмарке
знаний мы еще не научились. Да еще можно усомниться в объективности подобных
рейтингов. Во многом эти рейтинги носят субъективный характер и не всегда
отражают истину. Сегодня формируется сеть отечественных рейтинговых агентств,
которые способны оценить деятельность наших вузов на уровне мировых
требований.
Проводятся мониторинги деятельности вузов по
подготовке специалистов, регламентируются затраты и реальная отдача от этого
обучения. В новом законе в главе «Программа развития образовательных
учреждений» системно излагаются вопросы диверсификации финансирования,
наделения и ротации статуса образовательной организации на основе оценки уровня
эффективности реализации программ развития. В результате этого мониторинга
будет проводиться сокращение неэффективных вузов путем их слияния с более
успешными.
В партии «Единая Россия»
выступают за разработку новых критериев оценки эффективности вузов и намерены
создать временную рабочую группу для анализа предложений по реформе высшей
школы. И при этом в центре внимания -методика оценки качества. Как считает
Владимир Бурматов, выражая точку зрения фракции единороссов, действующая ныне
оценка эффективности вузов (по таким показателям как средний балл по ЕГЭ, объем
средств на научно-исследовательскую деятельность, количество иностранных студентов,
объемы общего финансирования на одного научно-педагогического работника и количество
квадратных метров на одного студента) не всегда адекватно отражает работу
учебного заведения. Этот формальный подход привел к тому, что большинство
педагогических вузов сегодня в стране, как утверждает Министерство образования
и науки, имеют признаки неэффективности, а если быть точным - 60 % всех вузов.
Основным критерием эффективности вуза должно стать не мифическое количество
иностранных студентов, а востребованность студентов, потому что главная задача
вуза -подготовить профессионального специалиста. И кому как не работодателю
определять, хороший это вуз или нет. Потому необходимо добиваться того, чтобы
эти критерии разрабатывались совместно с гражданским обществом, совместно с
профессионалами, совместно с экспертным сообществом.
Вузы, которые не ждут милостыни от рейтингов, а реальными
делами повышают свой рейтинг
Ряд российских вузов не ждет милостыни от рейтинговых
компаний, их руководство пытается завоевать авторитет в мире своими реальными
результатами и методиками в подготовке специалистов. В частности, показателен
пример Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина,
ректорат которой регулярно проводит и организовывает международные конференции,
симпозиумы по вопросам, представляющим совместный интерес для многих стран.Активно ведется работа по обмену студентами, организовываются стажировки в
самые престижные вузы - от Оксфорда до Кэмбриджа.
Проректор Академии по
международному сотрудничеству Дмитрий Кутафин убежден, что слабые
международные связи, низкая цитируемость в мировых научных изданиях, устаревшие
методики QS не дают российским вузам занять высокие позиции в рейтинге ведущих
университетов мира. Напомним, в опубликованном ежегодном рейтинге ведущих
университетов мира (QS World University Rankings
2012) два ведущих вуза России - МГУ имени Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный
университет остались в рамках одной группы, как и в 2011 году, но потеряли пару
строк. МГУ находится на 116 месте (112 место в 2011 году), СПбГУ - на 253 месте
(251 место в 2011 году).
Д. Кутафин убежден: для того, чтобы в течение ближайших лет выполнить
поручение президента России, к 2020 году российским вузам необходимо войти в первую сотню ведущих мировых университетов,
преодолеть системную инертность и развивать связи с зарубежными вузами,
демонстрируя на практике возможности российского образования.
- А они весьма эффективны и перспективны. И в этом
убеждаются студенты из многих стран, которые обучаются у нас, - говорит Д.
Кутафин. Сегодня в Академии учатся более 150 студентов из стран СНГ и дальнего
зарубежья. В свою очередь, российские студенты имеют реальную возможность
получать знания в лучших вузах разных стран и участвовать в совместных
международных проектах. Один из них состоялся этим летом в Потсдаме и был
посвящен актуальным проблемам немецкого и российского уголовного права. В
настоящее время Академия взаимодействует с 46 зарубежными учебными заведениями
и международными организациями, подписаны соглашения о научном и академическом
сотрудничестве с Венским университетом, Хошиминским юридическим университетом.
В ближайшее время планируется подписать соглашения о научном сотрудничестве и
об обмене студентами с Казахским Гуманитарно-юридическим университетом,
Юго-западным университетом «Неофит Рилски» (Болгария), Национальной
университетской библиотекой Страсбурга (Франция), Китайским университетом политологии
и права, с Объединенным Лотарингским университетом (Франция) и другими.
Проводится большая работа по обмену студентами, в частности, с Университетом
имени Жана Мулена - Лион (Франция), Университетом Монтескье в Бордо -(Франция),
Юридическим факультетом Цюрихского университета (Швейцария) и другими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий