18 мая 2013 г.

Отличие российского образования от оксфордского

     В последние годы руководство страны и обще­ственность принимают решительные меры по оз­доровлению российского образования, которое се­рьезно «захворало» в начале девяностых годов, в так называемый переходный период. В те годы бурных реформ и преобразований про образование как-то забыли и пустили его на самотек по коммерческим рельсам. В итоге экономика страны не может най­ти нужных специалистов, а масса дипломирован­ных выпускников коммерческих институтов не мо­гут найти высокооплачиваемую работу.


Стране нужны инженеры, педагоги, врачи, но вузы с экзотическими названиями упорно штампу­ют банкиров, журналистов, менеджеров и других гуманитарных специалистов престижных специ­альностей, на которых уже нет спроса. Более того, нередки случаи, когда специалисты оказываются с фальшивыми дипломами и аттестатами, куплен­ными за деньги. Эти факты - тоже издержки ком­мерциализации образования, когда важен был не профессионализм специалиста, а «корочка» об образовании. Сегодня в этой сфере наблюдаются качественные изменения в лучшую сторону, уси­ливается контроль со стороны общественности, увеличиваются размеры финансирования. В по­следние шесть-семь лет инвестиции в систему об­разования выросли с 800 млрд. рублей до двух с лишним триллионов. Меняется и структура об­разовательных учреждений, принимаются новые действенные законы, направленные на кардиналь­ное повышение качества российского образования, соизмеримого с потребностями общества.


Все большее значение приобретает форма пар­ламентского контроля над качеством образования, в том числе деление вузов на эффективные и неэф­фективные. Законодатели, кроме того, предложили ввести ежегодный отчет или доклад Правитель­ства о реализации государственной образователь­ной политики. Это позволит сделать образование по-настоящему качественным, современным и конкурентоспособным. В этом заинтересованы все ветви власти. Этим задачам, пожалуй, будет отве­чать новый закон об образовании, над которым всю осеннюю сессию работал парламент. Один из дей­ственных инструментов, предусмотренных в новом законе, направленном на повышение качества обра­зования - это контроль над подготовкой учащихся в вузах. Он способен оптимизировать нормы, регули­рующие вопросы лицензирования и государствен­ной аккредитации, контроля и надзора в сфере об­разования. Среди предложенных мер по усилению контроля в образовательном процессе уместно на­звать ряд законодательных поправок, недавно при­нятых депутатами Госдумы, устанавливающих от­ветственность для студентов, предоставивших при поступлении в вуз подложные документы.
По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Владимира Бурматова, нередкими бывают случаи, когда абиту­риент, поступая в высшее учебное заведение, сооб­щает информацию, не соответствующую действи­тельности. Это касается данных о результатах ЕГЭ, документов, дающих право на льготы при посту­плении. В действующем законодательстве не пред­усмотрена ответственность для студента, который уже зачислен в вуз по подложным документам, если нарушение порядка приема выявлено уже по­сле его зачисления. Рассматриваемый проект зако­на даёт возможность отчислять такого студента из образовательного учреждения в случае выявления нарушений. Причем на образовавшееся вакантное место может быть переведен студент, который обу­чается в этом же вузе, но на платной основе, - под­черкнул В. Бурматов, комментируя автору данной статьи свое видение решения проблемы качества отечественного образования.

И все же эксперты большие надежды возлага­ют на действенную роль в повышении качества образования нового закона «Об образовании в Российской Федерации», над которым депутаты Госдумы работали всю осеннюю сессию 2012 года. Этот закон необходим, этого требует и отрасль, и реалии сегодняшнего дня. Развивать систему об­разования по закону, который был принят 20 лет назад, в 1992 году, и действует до сегодняшнего дня, невозможно. Образование для этого - слишком динамично развивающаяся сфера. Во главу угла при принятии закона был поставлен человек, его интересы, защита и обеспечение этих интересов. В целом же закон должен решить накопившиеся проблемы в образовании и модернизировать его в соответствии с требованием времени. Нет нуж­ды повторять, сколько споров и дискуссий было посвящено новому закону. Сегодня этот законода­тельный документ, имеющий юридическую силу, должен дать ответ на вопрос о том, чем наши вузы хуже оксфордских?
Многие эксперты называют его долгожданным лекарством, которое должно излечить наше обра­зование от хронической хвори. Несколько слов о самом нормативе. Новый закон в три раза больше предыдущего, насчитывает более четырехсот стра­ниц. В отличие от прежнего закона двадцатилетней давности он хорошо структурирован и системати­зирован. Четко обозначен и упрощен для воспри­ятия понятийный аппарат, который позволит ра­ботать с ним преподавателям, учителям, студентам и даже школьникам. Упразднены статьи и нормы, которые себя изжили, введены новые, отвечающие задачам нашего времени. Вместе с тем новый закон «Об образовании» сохраняет преемственность в ча­сти соблюдения демократических свобод, которые были записаны в законе 1992 года. Это конституци­онное право всех граждан в возрасте до 18 лет полу­чить бесплатное общее полное образование. Также граждане России имеют право на получение основ­ного общего образования на родном языке и могут выбрать язык обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В пункте 6 ст. 6 четко прописано, что в Российской Федера­ции гражданам гарантируется образование на рус­ском языке, государственном языке нашей страны. Но при этом закон дает право нашим гражданам всех национальностей, компактно проживающим в нашей стране, на получение дошкольного обра­зования на родном национальном языке. То есть народы разных национальностей, проживающие на территории субъекта Федерации, имеют право учить своих детей в начальных классах на своем языке. При этом особый упор делается на тезис: «Качественное образование - основа развития ин­новационной экономики». Именно на развитие инновационной экономики сегодня нацелено наше образование, и это направление четко отражено в новом законе «Об образовании» При этом особый акцент делается на поддержку и модернизацию среднего профессионального образования, кото­рое как раз и должно готовить квалифицирован­ных всесторонне грамотных рабочих, в которых так остро нуждается инновационная экономика. В новом законе возможности профессионального об­разования значительно расширены по сравнению с законом 1992 года. Эти возможности базируются на основе советского закона об образовании 1974 года, когда подготовке квалифицированных рабочих кадров в средне-профессиональных училищах от­носились с должной ответственностью. И сегодня новый закон возвращает нас к этой системе, кото­рая позволит готовить в техникумах, колледжах, лицеях квалифицированных рабочих, умеющих работать не только молотком, но и компьютером, специалистов среднего звена, разбирающихся в сложнейших электронных схемах. Особо надо от­метить инновационную направленность закона на раскрытие кадрового потенциала страны.
  - Не секрет, что экономика государства зависит от квалификации специалистов, ее создающих, от того, насколько успешно они смогут перевести ее на инновационные рельсы. И потому важно осознать, что инновационным должно быть все. Экономика, культура, образование, медицина, человеческие взаимоотношения... Все должно быть построено и направлено на избавление от сырьевой зависи­мости и на переход на новый качественный рубеж, ориентированный на создание конечного продук­та в любой отрасли хозяйственной и социальной деятельности, который способен конкурировать на мировом рынке. И во многом решение этой за­дачи зависит от качественной подготовки кадров в высшем и среднем звене образования, - сообщил председатель комитета Госдумы по образованию, доктор экономических наук Александр Дегтярев, комментируя данный законопроект.
Может ли найти достойную работу за рубежом специалист с дипломом российского вуза, или почему нас там не ценят?
Нет сомнения, что решительные меры по оз­доровлению российского образования приведут к положительным результатам. В стране немало до­стойных вузов, а вот рейтинги их в мировом мас­штабе почему-то крайне низки. Как отметил не­давно наш премьер Дмитрий Медведев, пока что «международные рейтинги не в нашу пользу». Чем российские университеты хуже гарвардских и оксфордских? - этот вопрос давно волнует нашу общественность. Возможно, это во многом связано с тем, что российские вузы не могут подать себя с максимальной выгодой. И это действительно так. Показать товар лицом на международной ярмарке знаний мы еще не научились. Да еще можно усом­ниться в объективности подобных рейтингов. Во многом эти рейтинги носят субъективный харак­тер и не всегда отражают истину. Сегодня форми­руется сеть отечественных рейтинговых агентств, которые способны оценить деятельность наших ву­зов на уровне мировых требований.
Проводятся мониторинги деятельности вузов по подготовке специалистов, регламентируются затраты и реальная отдача от этого обучения. В но­вом законе в главе «Программа развития образова­тельных учреждений» системно излагаются вопро­сы диверсификации финансирования, наделения и ротации статуса образовательной организации на основе оценки уровня эффективности реализации программ развития. В результате этого монито­ринга будет проводиться сокращение неэффектив­ных вузов путем их слияния с более успешными.
    В партии «Единая Россия» выступают за раз­работку новых критериев оценки эффективности вузов и намерены создать временную рабочую группу для анализа предложений по реформе высшей школы. И при этом в центре внимания -методика оценки качества. Как считает Владимир Бурматов, выражая точку зрения фракции единороссов, действующая ныне оценка эффективности вузов (по таким показателям как средний балл по ЕГЭ, объем средств на научно-исследовательскую деятельность, количество иностранных студен­тов, объемы общего финансирования на одного научно-педагогического работника и количество квадратных метров на одного студента) не всегда адекватно отражает работу учебного заведения. Этот формальный подход привел к тому, что боль­шинство педагогических вузов сегодня в стране, как утверждает Министерство образования и нау­ки, имеют признаки неэффективности, а если быть точным - 60 % всех вузов. Основным критерием эффективности вуза должно стать не мифическое количество иностранных студентов, а востребован­ность студентов, потому что главная задача вуза -подготовить профессионального специалиста. И кому как не работодателю определять, хороший это вуз или нет. Потому необходимо добивать­ся того, чтобы эти критерии разрабатывались со­вместно с гражданским обществом, совместно с профессионалами, совместно с экспертным сооб­ществом.

Вузы, которые не ждут милостыни от рей­тингов, а реальными делами повышают свой рейтинг
Ряд российских вузов не ждет милостыни от рейтинговых компаний, их руководство пытается завоевать авторитет в мире своими реальными ре­зультатами и методиками в подготовке специали­стов. В частности, показателен пример Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, ректорат которой регулярно прово­дит и организовывает международные конферен­ции, симпозиумы по вопросам, представляющим совместный интерес для многих стран.Активно ведется работа по обмену студентами, организовы­ваются стажировки в самые престижные вузы - от Оксфорда до Кэмбриджа.
Проректор Академии по международному сот­рудничеству Дмитрий Кутафин убежден, что сла­бые международные связи, низкая цитируемость в мировых научных изданиях, устаревшие методики QS не дают российским вузам занять высокие по­зиции в рейтинге ведущих университетов мира. Напомним, в опубликованном ежегодном рейтин­ге ведущих университетов мира (QS World Univer­sity Rankings 2012) два ведущих вуза России - МГУ имени Ломоносова и Санкт-Петербургский госу­дарственный университет остались в рамках одной группы, как и в 2011 году, но потеряли пару строк. МГУ находится на 116 месте (112 место в 2011 году), СПбГУ - на 253 месте (251 место в 2011 году).
Д. Кутафин убежден: для того, чтобы в течение ближайших лет выполнить поручение президента России, к 2020 году российским вузам необходимо войти в первую сотню ведущих мировых универ­ситетов, преодолеть системную инертность и раз­вивать связи с зарубежными вузами, демонстрируя на практике возможности российского образо­вания.

- А они весьма эффективны и перспективны. И в этом убеждаются студенты из многих стран, которые обучаются у нас, - говорит Д. Кутафин. Сегодня в Академии учатся более 150 студентов из стран СНГ и дальнего зарубежья. В свою оче­редь, российские студенты имеют реальную воз­можность получать знания в лучших вузах разных стран и участвовать в совместных международных проектах. Один из них состоялся этим летом в Потсдаме и был посвящен актуальным пробле­мам немецкого и российского уголовного права. В настоящее время Академия взаимодействует с 46 зарубежными учебными заведениями и междуна­родными организациями, подписаны соглашения о научном и академическом сотрудничестве с Вен­ским университетом, Хошиминским юридическим университетом. В ближайшее время планируется подписать соглашения о научном сотрудничестве и об обмене студентами с Казахским Гуманитар­но-юридическим университетом, Юго-западным университетом «Неофит Рилски» (Болгария), На­циональной университетской библиотекой Страс­бурга (Франция), Китайским университетом поли­тологии и права, с Объединенным Лотарингским университетом (Франция) и другими. Проводится большая работа по обмену студентами, в частно­сти, с Университетом имени Жана Мулена - Лион (Франция), Университетом Монтескье в Бордо -(Франция), Юридическим факультетом Цюрихско­го университета (Швейцария) и другими.



Комментариев нет:

Отправить комментарий