Новый министр образования и науки Д.В. Ливанов за
несколько дней до вступления в должность в интервью Российской газете сделал
несколько важных заявлений, касающихся сферы высшего образования.
После вступления в должность министр несколько сместил акценты в ответ на
бурную общественную реакцию. В частности, он сказал, что главное - это
ужесточить требования к тем, кто будет поступать в вуз, а число бюджетных мест
-вторично по отношению к этой задаче. Предложения нового министра по
реформированию системы высшего образования имеют под собой основания, но они
труднореализуемы.
Новый министр образования и
науки Д.В. Ливанов за несколько дней до вступления в должность в интервью
Российской газете сделал несколько важных заявлений. В частности он отметил,
что:
—необходимо серьезно ужесточить
требования к поступающим в вузы;
—сокращать надо не число вузов
(о чем говорят все последние годы), а число бюджетных мест в них,
предположительно в 2 раза; без указанного сокращения в России произойдет переход
ко всеобщему бесплатному высшему образованию;
—после сокращения числа
бюджетных мест появится возможность резко увеличить бюджетные расходы в
расчете на 1 бюджетного студента также примерно в 2 раза — до 250 тыс. руб. в
год вместо 125 тыс. в год;
—помимо сокращения числа
бюджетных мест необходимо изменить структуру обучения на бюджетных местах с
тем, чтобы она в большей мере отвечала потребностям российской экономики, в
частности, увеличить прием на инженерные специальности.
Рассмотрим, насколько осуществимы озвученные меры. При этом следует заметить, что после вступления в должность Д. В. Ливанов несколько сместил акценты в ответ на бурную общественную реакцию. В частности, он сказал, что главное — это ужесточить требования к тем, кто будет поступать в вуз, а число бюджетных мест — вторично по отношению к этой задаче. Однако страсти не утихают. Так, О. Н. Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной думы, недавно отметил, что сокращение числа бюджетных мест в российских вузах приведет к тому, что Россия не сможет перейти на инновационный путь развития, поскольку в современной экономике 60% занятых должны иметь высшее образование.
Следует отметить, что согласно
действующему Закону «Об образовании» в государственных и
муниципальных вузах на бюджетной основе должно обучаться не менее 170 студентов
на 10 тыс. чел. населения Российской Федерации. Это означает, что минимальная
численность бюджетных студентов в ближайшие годы должна быть примерно 2,4 млн
чел. Соответственно минимальный бюджетный прием, который обеспечит выполнение
указанной законодательной нормы, должен быть не меньше 485 тыс. чел. при
5-летнем сроке обучения и не меньше 500 тыс. чел. при переходе на
преимущественно двухуровневую систему высшего образования «бакалавриат —
магистратура», если в магистратуру будет поступать примерно 30—35% от численности
бюджетного выпуска из бакалавриата. Правда, в законопроекте «Об образовании в
Российской Федерации» эта цифра претерпела существенные изменения:
предлагается установить, что число тех, кто будет обучаться в российских вузах
за счет бюджетных средств, должна составлять не менее 800 студентов на 10 тыс.
чел. от возрастной когорты 17—30-летних.
В условиях демографического спада это приведет к существенному сокращению
бюджетного контингента
в высших учебных заведениях России (табл. 1).
Таблица 1.
2012 2013 2014
2015 2016 2017
2018 2019 2020
Население —всего, млн чел.*
|
142,9
|
141,9
|
141,1
|
140,7
|
140,4
|
140,0
|
139,7
|
139,5
|
139,2
|
Минимальная численность
|
|||||||||
бюджетных студентов по действующему закону, млн чел.
|
2,43
|
2,41
|
2,40
|
2,39
|
2,39
|
2,38
|
2,38
|
2,37
|
2,37
|
Минимальный бюджетный
|
|||||||||
прием для обеспечения нормы
|
485,9
|
482,5
|
479,4
|
478,2
|
477,4
|
475,9
|
475,1
|
474,3
|
473,4
|
действующего закона, тыс.
чел.
|
|||||||||
Минимальная численность
|
|||||||||
бюджетных студентов по
|
2,45
|
2,38
|
2,29
|
2,18
|
2,09
|
1,99
|
1,89
|
1,80
|
1,72
|
законопроекту, млн чел.
|
|||||||||
Минимальный бюджетный
|
|||||||||
прием для обеспечения нормы
|
489,4
|
475,2
|
457,2
|
436,4
|
417,2
|
398,4
|
378,6
|
359,2
|
344,2
|
законопроекта, тыс. чел.
|
Как видно по данным табл. 1, минимальная прогнозная
численность бюджетных студентов вузов, рассчитанная на основе нормы
действующего Закона «Об образовании» и предлагаемой нормы законопроекта «Об
образовании в Российской Федерации», в 2015 г. различается на 210 тыс. чел.,
или на 8,8%, а в 2020 г. — уже на 650 тыс. чел., или на 27,4%. При этом
снижение числа бюджетных студентов с 2015 г. по 2020 г. составляет в первом
случае всего 20 тыс. чел., а во втором — 670 тыс. чел. Что касается бюджетного
приема, то в 2012 г. его параметры по рассматриваемым вариантам практически
совпадают, и более того, они совпадают с утвержденными контрольными цифрами
приема (далее — КЦП) за счет средств федерального бюджета на 2012 г., которые
составляют 490 тыс. чел. (с учетом бюджетного приема в региональные и
муниципальные вузы — 510 тыс. чел.). Следует отметить, что КЦП не изменились по
сравнению с прошлым годом. Между тем в 2015 г. минимальный бюджетный прием в
первом варианте превосходит аналогичный показатель по второму варианту на 41,8
тыс. чел., а в 2020 г. — на 129,2 тыс. чел. (т.е. на 37,5%).
Однако запроектированное в законопроекте уменьшение
численности бюджетных студентов все же сильно отличается от предложений нового
министра — сократить ее в 2 раза, т.е. до 1,35 млн чел., поскольку в настоящее
время бюджетный контингент вузов составляет около 2,7 млн чел.
Если отвлечься от рассмотренных законодательных
ограничений, то добиться указанного Д.В. Ливановым результата, например, к 2020
г., можно только путем резкого сокращения бюджетного приема: уже в 2012 г. он
должен был бы составить примерно 390 тыс. чел. Это означает, что он сразу
должен был бы сократиться на 100 тыс. чел. по сравнению с установленными на
текущий год КЦП. Представляется, что с точки зрения социальной стабильности это
было бы невозможно, хотя, по мнению министра, и рационально.
Дело в том, что выпуск из 11-го класса школ достиг
своего максимума в 2006 г., когда он составил 1,3 млн чел., в 2009 г.
произошло его снижение до 800 тыс. чел., в 2011 г. — до 600 тыс. чел., а в 2012
г. — он опустился уже до 570 тыс. чел. Соответственно,
выпуск из школ и бюджетный прием в вузы в 2012 г. уже не сильно различались по
величине (табл.
2).
Таблица 2.
Отношение бюджетного при-
| |
Год |
ема к выпуску учащихся из общеобразовательных школ
(11-й класс), %
|
2006
|
45
|
2007
|
47
|
2008
|
52
|
2009
|
69
|
2010
|
73
|
2011
|
85
|
2012
|
89
|
Таким
образом, система российского образования вплотную приблизилась к ситуации,
когда все окончившие школу вроде бы скоро обязательно получат свое место в
вузе. Вместе с тем в 2011 г., по данным Росстата, в государственные,
муниципальные и негосударственные вузы поступило 1,2 млн чел.
Помимо выпускников школ в это число входят выпускники учебных заведений
начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), а также те,
кто стремится получить второе высшее образование (примерно 100 тыс. чел.). До
2011 г. в вузы поступали и выпускники школ прошлых лет (в зависимости от года
— от 200 до 350 тыс. чел.), но теперь этот «запас» практически полностью
«рассосался». Однако выпускники учреждений НПО и СПО практически не конкурируют
с выпускниками школ. Как правило, они поступают на вечерние или заочные
отделения вузов, их баллы по ЕГЭ ниже, чем у тех, кто окончил 11 классов. Те,
кто поступает учиться на второе высшее образование, делает это на платной
основе.
Парадокс нашей системы высшего
профессионального образования (ВПО) состоит в том, что многие дети из мало- и среднеобеспеченных семей (а
именно они в основном являются выпускниками систем НПО и СПО) либо учатся на
платной основе в государственных вузах (как правило, на вечернем отделении или
заочно, т.к. там значительно дешевле), либо в негосударственных вузах (где в
большинстве случаев учиться дешевле, чем в государственных, и где крайне
лояльно относятся к слабому контингенту). Бюджетные же места в основном сосредоточены
на очных отделениях вузов — туда и поступают в первую очередь выпускники школ
текущего года. Именно поэтому министр не лукавит, когда говорит, что в России
совершается переход ко всеобщему бесплатному высшему образованию, но относится
это утверждение только к очному сегменту ВПО. Лишь в самых престижных вузах
пока еще сохраняется сравнительно небольшой контингент платных студентов —
очников. Соответственно развилка в развитии высшего образования сейчас состоит
в том, что либо должны повышаться требования к качеству школьного образования
(требования к «качеству» абитуриентов), т.е. устанавливаться достаточно
высокий порог отсечения по баллам ЕГЭ при поступлении на бюджетные места, либо
должно сокращаться число бюджетных мест, а это автоматически приведет к
закрытию слабых государственных вузов (и здесь министр прав, когда говорит, что
важно прежде всего регулировать число бюджетных мест в вузах, а не число самих
вузов). Но, если присмотреться внимательно, то речь идет лишь об одном
варианте, а не двух: если ввести достаточно высокие баллы отсечения при приеме
на бюджетные места, то их не удастся заполнить. А это и означает,
что по факту происходит их сокращение. Альтернативой этому является увеличение
числа бюджетных мест на вечерней и заочной формах обучения, но тогда придется
вводить разные пороги отсечения по баллам ЕГЭ при поступлении на бюджетные
места для очных, вечерних и заочных студентов. Однако это уже противоречит
озвученной министром задаче повышения требовательности к абитуриентам вузов.
Что касается изменения
структуры бюджетного приема с тем, чтобы обеспечить поворот в сторону
инновационной экономики, то необходимость ее изменения пока опровергается реальными
процессами: выпуск инженеров в России превышает аналогичные показатели зарубежных
стран. И, как отмечает сам министр, плохие инженеры России не нужны.
В целом
можно заключить, что предложения нового министра по реформированию системы
высшего образования имеют под собой основания. Но они труднореализуемы, поэтому,
скорее всего, дело ограничится закрытием нескольких государственных вузов, а
также многочисленных филиалов, что будет следствием не столько целенаправленных
усилий государства, сколько резкого сокращения студенческого контингента в силу
демографических причин (спад продлится до 2020 г.), а также ухода с рынка
большого числа (как правило, действительно слабых) негосударственных вузов.
Кроме того, значительная часть слабых и средних государственных вузов будет
присоединена к сильным, что, как можно ожидать, приведет к падению качества в
сильных вузах, но проблема ликвидации слабых вузов формально будет решена.
Ведь, как заключил премьер-министр России Д.А. Медведев на заседании Открытого
правительства 25 июля с.г., посвященного рассмотрению законопроекта «Об
образовании в Российской Федерации»: «Карфаген должен быть разрушен! Слабые
вузы должны быть закрыты!».
Комментариев нет:
Отправить комментарий